Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
78

Как машинное обучение помогает проекту «ЗабастКом» освещать трудовые конфликты

271

«Социализм ИЛИ варварство», а не «Социализм И варварство»!

40

Дайджест новостей на 2 февраля

253

В 2023 году мы увидели в Давосе правящий класс, неспособный справиться с глобальным кризисом

Главная Рубрики Авторские колонки 2015 Июнь 09 Избранные ценности

Избранные ценности

Твитнуть
© Григорий Соколов/РИА «Новости»

© Григорий Соколов/РИА «Новости»

Над утверждёнными правительством РФ ценностями уже вволю повеселились в сети. И над тем, что «Стратегия воспитания в РФ на период до 2025 года» только на десять лет и рассчитана, и над тем, что официально признано, что вера в добро, человеколюбие и справедливость официально являются ценностями российского общества. Опять-таки, до 2025 года, а там будет видно. Вообще, шуток по поводу этой стратегии много, ведь, так забавно, когда в официальном документе бюрократическом языком прописано про любовь, добро и справедливость.

Но мне отчего-то не смешно.

Эта «Стратегия воспитания» заставляет о многом задуматься и о многом погрустить. Не думаю, что её целью было вызвать общественную рефлексию, но очень надеюсь именно на такой результат. Нашему обществу есть о чём подумать, в том числе и в сфере воспитания.

В правительственной декларации ценностей решительно заявляется:

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Первый вопрос, который тут возникает: «Что имеется в виду под традиционными ценностями?» Гуманизм, вера в человека и прогресс, свобода и равенство, справедливость и творчество? Но почему они российские? И, кстати, почему традиционные? Это смотря какую традицию взять. Революционные традиции? А какой тогда революции? Кто нам милее: Данилевский или Чаадаев, Белинский или Достоевский, Пушкин или Толстой? Однако глядя в телевизор на лица отечественных чиновников, почему-то начинаешь подозревать, что они имеют в виду нечто совсем иное. Может быть, например, православие, самодержавие и народность с крепостничеством и батогами впридачу? Это ведь тоже наши традиции!

Можно обозначить идеалы нравственности и человеческого общежития, но зачем же их называть традиционными ценностями, да ещё и российскими? Главная человеческая традиция — брести путём рискованных проб и трагических ошибок, ощупью отыскивая путь, ориентируясь порой только на надежду. Наматывать километры тяжелой и кровавой истории, чтобы по миллиметрику, по сантиметрику за век приближаться к «царству добра и справедливости». Мечтать и жестоко спорить о существовании и содержании которого — тоже не то чтобы добрая, но вполне устоявшаяся человеческая традиция. У каждый нации этот путь свой, но сама «традиция» — вне-национальна.

Ещё вопрос по поводу приоритетов. Актуальные знания и умения — это какие? Пресловутые конкурентоспособность или компетентность? Навыки, позволяющие строить единоличную карьеру или делать деньги на чём угодно, в том числе и на чужих несчастьях и бедах? Или такие, которые заставляют чувствовать чужую боль, как свою, стремиться сделать этот мир лучше и безо всяких официальных распоряжений добиваться справедливости? Боюсь, что последний набор знаний и умений вряд ли позволит человеку «реализовать свой потенциал в условиях современного общества». Хотя опять же — как посмотреть. «Реализация потенциала» — штука хитрая, никакими стратегиями не уловимая. Погибнуть, став героем — это реализовать свой потенциал или нет? Почему не дано официальных разъяснений?

«Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

Думаю, у подрастающего поколения, не испорченного бессистемным запойным чтением, это фраза никаких возражений не вызовет. У поколения, которое получится (а вдруг?) воспитать по этой стратегии, удивления и вопросов (как и ответов) не будет вызывать ничего. Но я в таком возрасте, что меня уже не перевоспитать, сколько стратегий не напиши. И я бы хотела понять, почему у авторов стратегии не появилось простейшей мысли о том, что долг перед собой, например, может придти в противоречие с долгом перед отчеством или семьёй. Более того, человеку нередко приходится выбирать между своими обязательствами перед семьёй, страной и другими людьми. И, выбирая, жертвовать собой. Более того, «долг перед отчеством» — такая же спорная категория, как и «счастливое общество». «Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей» — эта строчка стоит сотен таких «Стратегий». А сколько в русской, тем более — в мировой – литературе таких строчек?

Почему бы вместо написания очередной стратегии не увеличить вдвое, а то и втрое количество часов на литературу? Вывести из комы школьные историю и географию? Помочь регионам организовать для старшеклассников (тут можно и в обязательном порядке) ретроспективные просмотры лучших наших и зарубежных кинофильмов? Извлечь из небытия и небрежения такие предметы как «мировая художественная культура», музыка? Почему не помочь школам организовать волонтёрские отряды, чтобы дети учились человеколюбию не по стратегии, а по жизни? Кстати, гражданской смелости, любознательности и свободолюбия в списке рекомендуемых к употреблению ценностей нет. Авторы документа о них забыли? Или не знали? А, может быть, сочли вредными?

Правда, в Стратегии заявляется такая цель: «повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны». Заметим, что провалы и трагедии нашей истории осмысливать не предлагается. Однако радует, что есть хотя бы слова о гуманитарном образовании. И ещё много-много слов о произведениях культуры, искусства, об их популяризации, распространении и даже о необходимости создания специальных фильмов и книг, помогающих патриотическому и прочему воспитанию. Чуть-чуть обнадёживает?

Нет, даже такой призрачной надежде не удастся выжить при внимательном чтении документа. «Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”, который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности». Вот тут я бы хотела поподробнее. Каким образом закон, столь противоречивый и расплывчатый, закон, из-за которого на российское образование обрушилась чума «инноваций и оптимизаций», закон, который накладывает массу бюрократических ограничений на процесс образования и никак не фиксирует сколько-нибудь рациональные и внятные требования к его содержанию, как, повторяю, такой закон поможет нам гарантировать воспитание во взаимосвязи хоть с чем-то полезным, тем более — с обучением?

Весьма смело со стороны авторов утверждать, что «приоритетами государственной политики в области воспитания являются… создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности».

На фоне растущего в стране общественного недовольства состоянием образования и медицины это выглядит просто издёвкой.

Есть, согласитесь, нечто циничное в принятии стратегии воспитания в стране, где граждане массово недовольны системой образования, где при относительно невысокой интенсивности протестной активности граждан акции в защиту образования и против слияния или реорганизации школы, выступления, связанные с нехваткой детских садов, происходят постоянно. Если уж необходимо было подписать и опубликовать эту «Стратегию», то как минимум приличие (не говоря уж о тех свойствах личности, на которые даже сама Стратегия ссылается) требовало бы прокомментировать самые громкие акции против реформы образования, хотя бы прошедшую 31 мая Всероссийскую акцию «За право учить и учиться».

Есть в «Стратегии» ещё немало того, что вызывает, мягко говоря, недоумение. И акцент на семье как главном объекте заботы государства (а не личности), и поддержка институтов, оберегающих духовные ценности (не культуры), и упор на патриотизм как нечто безусловное и однозначно определяемое.

Вряд ли всё же по этой стратегии кого-то удастся воспитать.

Но этот документ несёт очень важную информацию сам по себе. Он заставляет понять: правительство полностью уверено в правильности своего курса реформ образования, здравоохранения, науки и культуры. Оно не хочет замечать недовольство ни общества в целом, ни отдельных профессиональных групп, не принимает никаких возражений и альтернативных вариантов развития социальной сферы общественного производства, но готово принимать всё новые и новые стратегии.

Последнее, на что остается надеяться, что этот бюрократический выпад ни на что не повлияет и никакого не заденет. Разве что послужит поводом для принятия очередного пакета программ по распилу казенных средств. Но и эта надежда умирает при чтении предпоследнего пункта «Механизмы реализации стратегии». Там черным по белому написано, что одним из организационно-управленческих механизмов является «формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации» и (что ещё хуже) «организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии». Так что значительная часть средств, выделенная на «воспитание», будет потрачена на разработку этих самых показателей и на организацию очередного мониторинга эффективности. А учителя и воспитатели вынуждены будут заполнять всё новые и новые формы, таблицы и сетки, подсчитывая и подсчитывая показатели, оценивая и оценивая эффективность. Заняться настоящим воспитанием им удастся, наверное, после 2025 года, когда Стратегия будет успешно и эффективно реализована. Это при условии, что не напишут новую.

И очень символично, что завершает последний пункт с интригующим названием «Ожидаемые результаты» фраза «формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации». Вот главный результат, который, уверена, и будет достигнут единственным из всех, предусмотренных программой. Вот вам и все ценности.

Июн 9, 2015Анна Очкина
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
9-6-2015 Авторские колонкипатриотизм, стратегия воспитания1,017
Анна Очкина
Анна Очкина

Кандидат философских наук, зав. кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета. Заместитель директора ИГСО, член редакционного совета журнала "Левая политика", социолог.

За кого проголосует Ленобласть?Идеологические победы Исламского Халифата
  См. также  
 
Дети патриотов
 
Колониальный патриотизм
 
Новый учебный год, новая пропаганда
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру