rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
225

Гражданская война в Финляндии

207

Масштаб диагностированных страдающих Патологическим накопительством растёт. Виноват ли капитализм?

175

Война на Ближнем Востоке: кто за кого?

273

О происхождении полиции

Главная Рубрики Авторские колонки 2014 Июнь Владивостокские будни граждан КНДР

Владивостокские будни граждан КНДР

Для Владивостока граждане Корейской народно-демократической республики, самой закрытой страны в мире, — обычное дело. Они ремонтируют и строят здания в центре города, стоят в очередях в супермаркетах, выбирают дешевую одежду на китайском рынке «на Спортивной», работают в кафе, ждут автобусы на остановках.

Теперь уже и старожилы не скажут, когда начался массовый завоз рабочих из КНДР во Владивосток. Сегодня северные корейцы — часть городского ландшафта. Во всем Приморском крае их зарегистрировано почти 5 тысяч человек. Но подавляющее большинство работает и живет в столице края.

Есть устоявшееся среди горожан мнение: если хочешь хороший и качественный ремонт, то надо нанимать бригаду северных корейцев. Если хочешь совсем дешево, то можно нанять и узбеков — но качество у них совсем не советское, а постсоветское.

китайский рынок на Спортивной

Китайский рынок на Спортивной

Но в отличие от узбеков, граждане КНДР не могут попасть в Россию, потому что сами так захотели. Приезжают бригады — начальник обязательно говорит по-русски. Он ищет заказы, всё общение с рабочими происходит через него. 3–4 года назад рабочие из КНДР обязательно были украшены значками — на правой стороне груди — с изображением улыбающегося Ким Ир Сена, первого руководителя страны. Теперь на значках два лика: к Киму-отцу добавился умерший Ким-сын — Ким Чен Ир (иногда, впрочем, встречается и старая вариация). Но увидишь их нечасто — как правило, у тех самых бригадиров. Одежда у бригадиров традиционная «северо-корейская»: френчи и брюки синего или оливкового оттенка, часто кепки в стиле «милитари». Обычные рабочие носят дешевые наряды в духе «первые годы после СССР»: темные оттенки, дешевые куртки, штаны, джинсы, ботинки, футболки, строительная или военная униформа — все купленное на китайском рынке «на Спортивной», крупнейшем во Владивостоке.

Находятся рабочие из КНДР очень легко — через интернет, через местные сайты-«барахолки». Вот, например, объявление: «Корейцы, профессиональные строители, инженеры, выполняют ЛЮБЫЕ работы по отделке любых помещений. Выравнивание потолков и стен, штукатурка, цем. стяжка, ГВЛ, паркет, линолеум, обои, арки, кладка кафеля… — все, что Вы захотите!». Бывает и лаконичнее: «Бригада строителей-корейцев осуществляет любые виды ремонта квартир и других любых объектов». Это — именно предложения рабочих рук из КНДР.

объявление на владивостокском сайте

Объявление на владивостокском сайте © Александр Рыбин

Строители и их бригадиры — сплошь мужчины в возрасте около 40 или за 40 лет. Но можно увидеть и женщин из КНДР — симпатичных девушек 20-25 лет, они работают официантками в кафе «Пхеньян».

«Пхеньян» — северо-корейский бизнес. Кухня — исключительно корейская. Есть и выпивка — пиво, на этикетке которого написано, что оно произведено в Сеуле. Официантки, улыбаясь, уходят от ответа на вопрос: «Почему пиво не из КНДР, а из враждебной Южной Кореи?» По вечерам девушки поют русские песни: «Катюша», «Подмосковные вечера» — основные хиты. «Пхеньян» — элемент владивостокских достопримечательностей для заезжих иностранцев-туристов.  

4 года назад генеральное консульство КНДР вместе с местной корейской диаспорой предложили вернуть старое название улице Пограничной. С момента своего появления до 1941-ого года улица называлась Корейская. Располагалась в азиатском районе города — на «Миллионке». Тут жило и торговало действительно много корейцев; были мастерские. Сейчас это кабацко-разгульная улица.

В дни государственных праздников КНДР — день рождения Ким Чен Ира или Ким Ир Сена, например, — во Владивостоке проводятся мероприятия инициированные северо-корейскими дипломатами. В краеведческом музее — выставки культурных достижений, бесплатно раздают труды Кимов, переведенные на разные языки мира. А местные газеты — вне зависимости от своих политических взглядов — публикуют статьи на полосу или разворот об успешном и бодром росте Корейской народно-демократической республики. За такие материалы заказчики платят больше, чем любой из местных рекламодателей.  

Из наших, российских, праздников северные корейцы ценят «День Победы». Во Владивостоке проводится военный парад. В этом году самые лучшие места были у рабочих, ремонтировавших здание бывшей гостиницы «Националь». Военная техника проезжала прямо под балконами «Националя». Корейцы снимали ее на мобильные телефоны.

Любой уважающий себя владивостокец умеет отличить корейца северного от южного. Северные — поджары, чрезвычайно загорелы. стремительные походки, ну и одежда из «первых лет после СССР». И еще важный момент — в отличие от многих других азиатских народов, они чрезвычайно скупы на улыбки. Южане — выглядят сытыми, цветастая одежда, торопиться им некуда; они во Владивостоке, в большинстве своем, туристы. Кафе «Пхеньян» для них — занятное место, но заходить туда отказываются (я трижды пытался южан завести туда: снаружи пофотографируют и под разными предлогами предложат идти дальше). Тип китайцев — ближе к южанам; их черты даже мягче, чем у южан.

в городском автобусе_кореец со значком

Кореец со значком в городском автобусе. © Александр Рыбин

Еще очень важный момент с гражданами из КНДР, который очень устраивает жителей Владивостока. Отработав определенный срок, бригады корейцев уезжают домой. Они дисциплинированы — криминогенная ситуация в городе от них нисколько не ухудшается. С ними не происходит бытовых стычек, перерастающих в национальные конфликты. Все те претензии, которые предъявляются владивостокцами к мигрантам из Средней Азии и Закавказья, к приезжим из КНДР никак не применимы.

В завершение местная шутка про строителей. То, что рабочий из Средней Азии (буду толерантен, обычно называется конкретная нация) делает месяц, северный кореец сделает за неделю, к тому же сэкономит на стройматериалах и из подручных средств смастерит недостающие инструменты. 

Июн 6, 2014Александр Рыбин
6-6-2014 Авторские колонкиВладивосток, Россия, Северная Корея, трудовая миграция29
Фото аватара
Александр Рыбин

Этнограф (учился в Институте истории ДВО РАН), путешественник, журналист (работал в различных изданиях в России и в Таджикистане).

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Инициативные группы жителей Петербурга объединяютсяНовая европейская политика
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру