На Украине прошли выборы президента страны. Эти выборы становятся очень важным фактором в процессе легитимации власти в стране. Уже не раз писалось и говорилось о том, что свержение президента Януковича мало имело общего с конституционной процедурой отрешения президента страны от должности, хотя парламент имел все шансы законными средствами отстранить Януковича. Теперь возвращаться к этому нет никакого смысла, мы прекрасно уже знаем, какие последствия были вызваны неконституционным переворотом в Киеве. Выход Крыма из состава Украины и присоединение его к России, сепаратистские тенденции на Юго-Востоке и как итог — начавшаяся гражданская война на востоке страны.
Но выборы не делают власть в Киеве более легитимной, и это их самый большой парадокс. И не стоит думать, будто большая явка, в которой действительно нет никаких сомнений, сама по себе способна легитимировать нового президента. Неспособны сделать эти выборы легитимными и их информационная поддержка на Западе, а также уже известное официальное признание итогов голосования, со стороны США и ЕС, признающих их «свободный и демократический характер». Проблема заключается в том, что жители не всех регионов смогли или захотели прийти на выборы. Самым проблемным в этом смысле регионов является Крым, где многие еще не успели стать российскими гражданами или обзавелись двойным гражданством, что сохраняет за этими людьми право на участие в голосовании. Украинские власти по-прежнему считают, что Крым это Украина, тогда остается открытым вопрос: какие меры приняли украинские власти, чтобы обеспечить тем, еще многочисленным гражданам Украины в Крыму, возможность проголосовать? Нужно все же признать, что кое-какие меры были приняты, так, в Херсонской области были открыты дополнительные пункты для голосования для тех граждан из Крыма, которые захотели бы принять участия в выборах. Но эта мера явно недостаточна, а отсюда формально население целого региона де-юре не смогло принять участия в выборах президента.
В Луганской и Донецкой областях выборы также проходили далеко не везде, в большой части населенных пунктов этих областей избирательные участки так и не открылись. Там же, где участки были открыты, явка избирателей была в целом невысокой, гораздо меньшей, чем в соседних областях. Для этих регионов у властителей в Киеве есть стандартное объяснение: «террористы» не дали работать избирательным участкам, запугивали мирных граждан. Но даже если и принять это объяснение, остается открытым вопрос: можно ли считать эти выборы легитимными с точки зрения представительства населения всех регионов страны?
Переходя от формальной, юридической стороны выборов, к политическим итогам, нужно обратиться к личности победителя нынешних. Петр Порошенко — очень известная фигура, в политике далеко не новичок. Порошенко был изначально компромиссной фигурой как украинских элит, так и для США, ЕС и России. Будучи сторонником первого Майдана, Петр Порошенко активно поддерживал Ющенко, при этом президенте начинается его политическая карьера. Порошенко становится секретарем совета национальной безопасности и обороны Украины, потом были должности председателя национального банка и пост министра иностранных дел. Политический путь Порошенко имеет много общего с политической биографией Березовского. С одной лишь разницей: в России олигархат был разгромлен, и на первое место выдвинулось чиновничество; на Украине олигархи на протяжении последних 15 лет только накачивали экономические и политические мускулы.
Слабая и зависимая от олигархов власть Ющенко и Януковича отличалась лишь набором групп, интересы кого они выражали. Янукович и сам решил попробовать стать равным своим патронам, действовал он дерзко и решительная, но сумел лишь настроить против себя почти весь украинский олигархат. Но Порошенко и при Януковиче не был в опале, его бизнес не подвергался захватам, а сам он в 2012 году становится министром экономического развития и торговли. Не приходится сомневаться, что если бы не общее недовольство политикой Януковича, Порошенко вряд ли бы стал рисковать и вновь участвовать в Майдане, но ставки для него стали очень высоки. С одной стороны, с падением Януковича на второй план уходили поддерживающие его олигархи, путь в большую политику для них был закрыт, ведь в любой момент им могли бы припомнить поддержку свергнутого режима. С другой стороны, Порошенко оказывался мостиком, который соединял тех олигархов, которые находились в немилости у Януковича, с теми, кто был лояльным или даже поддерживал опального президента. Порошенко-президент — это компромиссный вариант для украинских элит, показателен и его нефракционной статус в Верховной Раде, который явно говорит о его политической гибкости.
Порошенко трудно назвать западным или восточным кандидатом, хотя формально он шел на выборы под флагами евромайдана и евроинтеграции, но после победы революции в Киеве выступать с открытых пророссийских позиций, ратовать за Таможенный союз было не только политически нецелесообразно, но и опасно для жизни, примеры Царева и Симоненко очень показательны в этом смысле. И, несмотря на все это, Порошенко — это не кандидат запада страны, своей главной задачей он ставит восстановление отношений с Россией. На востоке страны он смог создать себе имидж пророссийского кандидата, отсюда его колоссальная поддержка в этих регионах страны.
Внутренняя политика Порошенко будет развиваться по тому же пути, что и при Яценюке и Турчинове. За межолигархический компромисс Порошенко заплатит приватизацией госсобственности и усилением власти олигархов в регионах, в особенности политическую опасность для Порошенко будет представлять не менее амбициозный олигарх Игорь Коломойский, который уже сейчас имеет медийную империю, а также свои боевые отряды.
Для международных игроков Порошенко также вариант компромиссный. Для США и ЕС Порошенко — западник, который будет проводить политику направленную на евроинтеграцию, на открытие украинского рынка для производителей из ЕС и США. Порошенко имеет недвижимость и счета на Западе, что делает его уязвимым для финансовых санкций, но в то же время, немалая часть его бизнес-империи сосредоточена в России. И Россия также способна наносить ощутимый вред бизнесу Порошенко. Здесь необходимо напомнить, что уже арестованы некоторые счета фабрики «Рошен» в нашей стране.
Новый президент-олигарх уже хорошо поистратился сначала на Майдан, теперь еще и на выборы. Сегодня ему удалось сорвать куш, сегодня он празднует свою победу, правит бал. Но в условиях глубочайшего кризиса и внутреннего гражданского противостояния эта победа может статься победой Пирровой. Украинский олигархат пока лишь позволил занять Порошенко место президента, но размер властных полномочий не может быть решен вне консультаций с ведущими олигархами страны. С другой стороны, Порошенко должен показать себя сейчас волевым политиком, ему необходимо решить восточную проблему, но для этого необходимо снабдить оружием, боеприпасами, едой и деньгами украинскую армию. Финансовые траты и решительные военные действия будут неизбежны, провал военной операции вновь обострит кризис на Украине, делая снова актуальным вопрос о власти в стране.
И чем больше новая киевская власть будет усиливать нажим на восставшие регионы Юго-Востока, тем большим будет финансовый кризис государства и тем больше усугубится кризис социальный, который превратит в заклятых врагов власти тех, кто сегодня отдали Порошенко свои голоса.