После того, как спали электоральные страсти местного масштаба и накал политической полемики умерился, Борис Титов — «бизнес-омбудсмен» — разразился нехарактерной для российского публичного лица заметкой в своём блоге на «Эхе Москвы». Сенсационность ей придаёт основная идея — «миграционная амнистия», предложенная автором как способ решения проблемы нелегальной миграции.
Однако здесь следует оговорить целый ряд обстоятельств. Конечно, ФМС в лице своего главы Константина Ромодановского не замедлила заявить, что амнистия для тех, «кто с непонятными целями слоняется по нашим улицам и нарушает наши правила», недопустима. Такому высокопоставленному чиновнику недостаточно реплики справа, чтобы «исправиться». Необходима отмашка сверху. Да и потребители дешёвой рабочей силы едва ли станут просто так упускать свои конкурентные преимущества, ведь очевидно, что чем меньше прав у работника, тем дешевле он будет продавать свою рабочую силу, чем меньше у него будет возможностей получить источник заработка, тем сговорчивее он будет в вопросе подключения к этому источнику. Все эти факторы явно препятствуют осуществлению крайне радикального, на первый взгляд, предложения Титова.
Но с другой стороны, и Титов может похвастаться успешными внушениями, сделанными государственной власти. Речь идёт о проводимой с его подачи «бизнес-амнистии» — освобождении посаженных за махинации бизнесменов при условии возмещения ими ущерба (сейчас по умолчанию ущерб не возмещается, ведь конфискация имущества в РФ не практикуется). Конечно, далеко не все, кто формально подходит под условия этой амнистии, смогут выйти на свободу благодаря ей, так что её масштабы не следует преувеличивать. Впрочем, в условиях современной России даже идеи президента, воплощённые в законах, не могут в полной мере претворяться в жизнь.
Преуменьшать значение этого заявления не следует потому, что оно впервые на политическом уровне ставит вопрос о легализации трудовых мигрантов. То есть перспектива легализации сверху становится вполне реальной. Что же делать левым, казалось бы, теряющим инициативу, в деле разрешения проблем миграции?
Во-первых, следует разобраться в целях Бориса Титова. Его цель — поддержание конкурентоспособности российских производителей. Правда, не ясно, кто собирается вторгаться на российские рынки услуг в сфере розничной торговли, ЖКХ и строительства. И в общем не ясно, как частный пример строительства технопарка в Белоруссии соотносится с общими условиями законодательства и правоприменения в РФ. Но всё же не смотря на несостоятельность аргументов, цель Титова не становится менее иллюзорной. Дешевый труд — вот главный ресурс конкурентоспособности российского капитала. И в этом смысле цели «бизнес-омбудсмена и цели тех, кто эксплуатирует и обманывает рабочих из Средней Азии (и ряда депрессивных регионов РФ), полностью совпадают.
Во-вторых, необходимо внимательнее всмотреться в суть предложений проекта «миграционной амнистии». При внимательном прочтении текста заявления Титова становится ясно, что речь вовсе не идёт о полной легализации трудовых мигрантов. Речь идёт о фактической передаче вопросов легализации и квотирования в ведение частных компаний. Мало того, что такой подход начисто лишён объективности (учитывается только спрос компаний на рабочие руки, а спрос на рабочие места и деньги, порождающий миграцию, — нет), он ещё и совершенно непоследователен.
Крупные компании, конечно, смогут определиться с тем, сколько им понадобится в следующем году рабочих рук, чего нельзя сказать о палатке на рынке, формально таком же полноценном коммерческом предприятии. Титов это понимает и, опасаясь прослыть идеологом «либертарианского нонсенса», предлагает в любом случае неизбежную меру общего регулирования — залог за мигрантов, который возвращается бизнесмену по истечение контракта с иностранным рабочим и убытии последнего на родину. Но именно это предложение лишает всякого смысла разговоры о несчастном бизнесе, подталкиваемом к нарушению законодательства злыми чиновниками. Траты на специалистов кадровиков и юристов, связанные с беготнёй по инстанциям для оформления квот на мигрантов, лёгким движением руки переименовываются в «залог», который к тому же возвращается государству, если правила миграционного законодательства нарушаются мигрантом. Спрашивается, не изобретает ли Титов новый рычаг давления на бизнес? И не попытается ли бизнес и эту форму контроля обойти каким-то образом? Например, ввозя мигрантов без залога, то есть нелегально.
В-третьих, нужно попробовать разобраться в мотивах Титова. Маловероятно, что достаточно влиятельная фигура станет руководствоваться соображениями абстрактной рыночной справедливости — « laissez faire, laissez passer ». Скорее речь идёт о том, что в деловых кругах всерьёз опасаются официально зафиксированной в России рецессии, неизбежным следствием которой является падение спроса на рабочую силу. В этих условиях Белоруссия и Казахстан действительно могут оказаться инвестиционно привлекательнее РФ. Не исключено, что предложение о «миграционной амнистии» призвано успокоить игроков на рынке нелегального труда, а заодно привлечь в Россию новых мигрантов, поманив их перспективой облегчения миграционных процедур. Хотя, конечно, это только версия, которая требует более детальной проверки.
Наконец, следует поставить вопрос принципиально. Речь идёт об отмене нового крепостного права. Принципиально важно, чтобы вопрос о его преодолении был решён снизу, а не сверху. Чтобы прикрепление людей к рынку было не обставлено юридически красиво и грамотно, а уничтожено. Чтобы источником права стала не собственность, не капитал и не формальное прикрепление к месту жительства (прописка), а труд.
Если капитал действительно опасается потери источника дешёвой рабочей силы и готов идти на уступки, то этим обстоятельством нужно воспользоваться. У нас уже есть прецедент забастовки питерских дворников-мигрантов. Необходимо, чтобы этот прецедент перерос в тенденцию, чтобы из акции выросло движение со своими требованиями и программными целями. В нём заинтересовано и огромное количество граждан РФ, давление на которых осуществляется точно таким же образом, только в менее жёсткой форме. Они точно так же трудоустроены неофициально, частично, на условиях «гибкого» трудового распорядка и/или аутсорсинга.
Титов боится закидывания камнями, но на самом деле он не ожидает камня слева. Он приводит статистику ООН, сообщая, что, по меньшей мере, 10-ти миллионах трудовых мигрантов на территории России и о каждом 15-м рабочем месте, занятом мигрантами. Добавьте к этим цифрам реальное количество россиян, которые трудятся без надлежащей юридической защиты и значительную часть тех, кто пусть и оформлен на рабочем месте официально, тем не менее, страдает от произвола работодателей. При надлежащем подходе эти огромные массы людей могут составить социальную базу российских левых.