Когда я захожу в магазин часов, то понимаю, что до окончательного равенства полов нам предстоит пройти еще немалый путь. Потому что дизайн часов классических марок – это явное доказательство того, что женщина все еще не равна человеку. Ассортимент женских моделей показывает, что у женщины есть только три основных роли: мать, жена и любовница.
Из чего сделаны мальчики?
О мужчине можно многое сказать по тому, какие часы у него на руке. По выбору марки можно определить социальный статус, экономическое положение, вкус, стиль жизни. Вспомните популярные в 90-е Rolex как образец показной роскоши, Breguette Дмитрия Медведева как символ традиций дореволюционной России и ее реформ, знаменитые Blancpain Путина, подаренные уральскому рабочему – все это оказывается штрихами к портрету человека или эпохи. Мужчина покупает себе часы сам, иногда – получает в подарок, но обычно уже в соответствии со своим образом и стилем. Мужчина чаще всего носит одни и те же часы, иногда чередует модели, реже – марки. Универсальность официального мужского дресс-кода делает часы едва ли не основным средством выражения собственной индивидуальности. Поэтому мужские часы, с многолетней историей, новейшими механизмами, регулярными сертификациями и тяжелым корпусом – эти часы зачастую более выразительны, чем сами владельцы.
Есть часы, связанные с морской темой, политической, военной, авиационной, спортивной, и этот список можно продолжить. Есть ограниченные серии: с Кремлем или классической живописью, посвященные первому полету на Луну и гибели Титаника, часы Черчилля, часы с множеством функций и параллельными циферблатами. Покупатель берет в руки вещь, в которой сконцентрирована история, технологические прорывы и политические события. Классические часы говорят о той культуре, к которой принадлежит их владелец.
Женские часы намного молчаливее. Конечно, женщина обладает куда большим инструментарием для самовыражения, у нее и одежда, и прическа, и обувь. Но глядя на правое или левое запястье женщины, мы скорее всего выясним только одно – гендер его обладательницы.
Из чего сделаны девочки?
Большинство женских часов невелики по размеру, украшены многочисленными стразами. Если эти часы не выполнены в классическом или ретро стиле, то они оказываются нежно-розовых или пастельных цветов, приличествующих скорее Барби, чем живому человеку. Это часы-подарки, часы-украшения. Различия между моделями – в предположительном возрасте и статусе одариваемой. Есть стилизованные под ретро часы для мам, есть классические, буржуазно-тяжеловесные – для жен. Более легкомысленные, обильно декорированные – для любовниц. Отдельно стоит упомянуть нежно-розовые, романтические или вызывающие, в стиле Лолиты – для дочерей. Попробуйте найти среди этого мнимого разнообразия часы для женщины, которая зарабатывает сама, сама работает, управляет и творит. Что-то, конечно, удастся отыскать, но это будут лишь единичные модели среди десятков романтических блестящих часов-цветов и бабочек. Где символика космоса, политики, науки? Пусть не военные и авиационные мотивы, но морские, космические, спортивные – чем они заслужили забвение среди дизайнеров женских часов?
И когда сама женщина приходит в магазин, видя все это блестящее многообразие, она пытается найти то, что соответствовало бы ее культуре. Но находит лишь украшение, в котором функциональность и стиль заранее отодвинуты на второй план. В угоду небольшому «женственному» размеру, женские часы не вмещают крупные механизмы, поэтому по технологическому уровню значительно отстают от мужских. Циферблат – обычно один, с крупными цифрами и яркими стрелками: чтобы не перепутала время встречи с мужским миром.
Конечно, есть дизайнерские решения футуристического, хай-тек и прочих нетрадиционных стилей. Но это скорее маргинальные или молодежные образы. Их производители не являются законодателями часовой индустрии. Классические же марки подчинены жесткому патриархальному укладу.
Прочие детали стиля гармонируют с часами: туфли на высоком каблуке, декольте, юбка, открывающая ноги. Современная женщина выстраивает свой образ, который несет сексуальный подтекст каждой своей деталью. Даже если вы встречаетесь с коллегой или партнером по делам, журналистом или преподавателем, ее вещи говорят одно: «Перед вами – женщина».
В этот момент вам может быть совершенно не важна ее женственность. Но сами женщины обреченно воспроизводят своим поведением диагноз «навязанная сексуальность».
Из чего сделана история?
Почему же тогда я вовсе не призываю отказаться от социального и культурного маркера в виде часов или, как минимум, часов классических?
Часы – это механизм, состоящий не только из стрелок, циферблата и внутреннего скелета. Это механизм универсальной передачи культурных кодов. Отказываться от них – значит обнулить представления об истории, вкусе и мере, которые складывались веками. В часах – и история ремесла, и прогресса, и тех проверок, которые удостоверяют, что у нас общее время. На спортивных соревнованиях, в военном деле, в культурной и политической жизни часы являют общность людей во времени.
Разрушить эту систему означало бы отрицать часть истории цивилизации. Но и оставлять ее исключительно мужской историей недопустимо. То, как изменилось общество, должно отражаться в вещах, которыми это общество обозначает себя. Так, если женщина из объекта стала субъектом общественной жизни, то и вещи должны измениться.
Женщины избавились от корсетов, получили возможность использовать стиль унисекс. Но мы по-прежнему встречаем заявления о необходимости подчеркивать свою сексуальность и формировать образ привлекательной самки. И ладно бы он возникал лишь в гламурных журналах. Но в рамках культуры повседневности женщина оказывается в пространстве, в котором кажется, что ее выбор ограничен одной из трех-четырех ролей, и все эти роли функциональны. Как будто не было женщин-спортсменов и женщин-политиков, женщин-ученых и женщин-бизнесменов.
Но даже в таком пространстве выбор остается. Предложение остро реагирует на спрос, и при желании в любой ценовой и стилистической категории можно находить вещи, которые обозначают причастность их владелицы к истории. Едва ли одним текстом или одним действием можно изменить политику часовых производителей. Но изменения начинаются не на прилавках, а в поведении.
Женщина не может быть невнимательна к деталям – если она не делает выбор сама, этот выбор сделают за нее.