Лет 10 назад автору этих строк довелось участвовать в пикете у Палестинского посольства в Москве. Молодые активисты КПРФ по просьбе палестинских дипломатов проводили «пикетирование пикета» – появились со своими плакатами рядом с группой людей, которые обвиняли палестинцев в начале очередной интифады против Израиля. Мы держали плакаты с традиционными лозунгами, берущими начало еще с советских времен (в духе «Скажем израильской военщине – нет»). Наши оппоненты – что-то чуть более оригинальное для отечественных широт («Безопасность Израиля – безопасность России» и т.д.). Однако поскольку наш пикет, в отличие от акции наших оппонентов, санкционирован не был, милиционеры яростно накинулись – нет, не на нас, а только на наши плакаты. Нас они как раз довольно деликатно затолкали в УАЗик. Двоим участникам пропалестинского пикета в милицейском автомобиле не хватило места – и сотрудники МВД про них просто забыли. Впрочем, эти товарищи минут через 20 все равно оказались в «обезьяннике». Решив выяснить, а что собственно стало с активистами, которых увезла милиция, эти двое сами пришли в ОВД, и там один из милиционеров, только что участвовавший в задержании у палестинского посольства, задал им почти библейский вопрос: «Не я ли видел вас с ними на пикете?» Те отрекаться не стали и вскоре уже сидели рядом с остальными.
В этой истории вроде бы ничего интересного. Интересное началось на следующий день, когда явившихся в ОВД участников пикета оттуда повезли на суд. Милиционеры, сопровождавшие бывших пикетчиков, на этот раз были куда веселее и откровеннее: «Молодцы, ребята, показали этим жидам, где их место». Судебный процесс тоже прошел довольно быстро. Судья при общении с участниками пикета сначала для порядка напомнил о «15 сутках».Но затем, когда один из активистов ему напомнил, что «в этой статье, это самое, 15 суток ведь нет», принял самое мягкое из возможных решений, которое можно принять в отношении признанных виновными – устное порицание. Впрочем, создавалось ощущение, что именно такое решение он планировал принять изначально. Кстати, через некоторое время после описываемых событий арест на 15 суток как возможная санкция за участие в несанкционированном пикете в уже новом Административном кодексе все-таки появился. Интересно, это просто совпадение, или «упущение» и впрямь заметил кто-то из наблюдавших именно за тем процессом?
Эта история оказалась неплохим срезом общественного мнения. Получается, что в глазах обывателя выступающий против политики Израиля автоматически является антисемитом. Разница лишь в том, антисемит это со знаком плюс («наш человек») или со знаком минус («антисемит пещерный»). Правда, защитникам Израиля еще сложнее – если верить расхожим представлениям, записаться в эту группу нельзя иначе, кроме как приняв иудаизм.
Однако то же самое можно сказать не только про широкие слои обывателей, но и про граждан политизированных. Взять отечественных либералов. Вспомним реакцию в этой среде на инцидент с «Флотилией свободы» у берегов Газы. В ряде интернет-рассылок в ответ на возмущение некоторых юзеров действиями израильских военных, другие, открыто заявлявшие о своих либеральных убеждениях, выложили огромную выдержку из российских закона о милиции, военных уставов и т.д. Тем самым доказывая, что израильские военные руководствовались правилами, схожими с теми, что официально приняты для российских силовиков. Представим, однако, что завтра ведущие российские информагенства передадут такое сообщение: «Группа правозащитников из Турции и европейских стран на нескольких кораблях по Черному морю отправилось в Новороссийск, чтобы затем на грузовиках доставить гуманитарную помощь в лагеря чеченских беженцев. В нейтральных водах на один из кораблей флотилии высадились бойцы российского спецназа. Военные открыли огонь и в результате 9 правозащитников было убито. Российские власти уверяют, что правозащитники сами оказали военным сопротивление». Неужели представители того же сообщества бросились бы защищать российскую армию, приводя выдержки из уставов армии Израиля? Очень сомнительно.
Другой пример. Многие либералы на интернет-форумах с радостью цитировали новость о том, как 5 июня на демонстрацию израильских левых в поддержку «Флотилии свободы» пришли представители русскоязычной израильской молодежи, затесавшиеся под видом сторонников в ряды демонстрантов с лозунгами вроде: "Peace? Да!", "Рэйчел Кори – человек и сухогруз", "We'll stab for peace" ("Готовы зарезать ради мира"). Далее в новостях приводились высказывания самих «гостей» акции: «Люди, пришедшие на демонстрацию левых сил, никак не могут представлять мнение большинства израильтян. Это громко кричащая кучка изгоев, провокаторов, политических клоунов и радикальных фанатиков. Я пришел туда показать убогость и глупость этого грустного цирка»; «Для меня присутствие на этой вакханалии бесчестья и предательства было национальным долгом. Люди, которые не смотрят на мир через розовые очки левых активистов, должны противостоять безумию левого лагеря». Интересно, что люди, восхищающиеся креативностью молодых участников акции из Израиля, незадолго до этого возмущались появлением сторонников прокремлевских молодежных движений на очередных шествиях «несогласных», которые под видом сторонников оппозиционеров то с какими-нибудь странными лозунгами появятся, то геев изображают, то еще что-нибудь веселое придумают. Они ведь обосновывают свои действия точно также, как те молодые сторонники правительства Израиля («"несогласные" не представляют мнения большинства россиян, мы пришли сюда подчеркнуть их убогость и глупость»).
Наконец, Юлия Латынина, комментируя в своей передаче «Код доступа» на радиостанции «Эхо Москвы» историю с «Флотилией свободы» заявляет о том, что «правозащитного движения больше нет», что оно ангажировано и вообще «прошло пассионарный период». Впрочем, быстро поняв, что она сейчас повторила все главные обвинения, которые бросают правозащитникам российским, смущенно добавила: «В России оно, кстати, еще пассионарный период не прошло».
При этом в Израиле реализуется многое из того, что российские либералы осуждают в «родных палестинах». Например, роль религиозных структур в жизни страны – такая, что самые фанатичные российские клерикалы нервно курят в коридоре.
В чем же причина такого алогичного отношения многих отечественных либералов к Израилю? Национал-патриоты, у которых на семь бед один универсальный ответ, конечно же скажут: «Так все наши либералы – евреи, в этом вся и причина». Но дело в том, что среди российских либералов подобные взгляды выражают люди самых разных национальностей – от грузин до японцев. Возможно, причина в том, что, осудив Израиль, они сами боятся показаться антисемитами (ведь «противник Израиля – обязательно антисемит»). Что звучит довольно странно, учитывая, что в самом Израиле критиков политики своего правительства находится предостаточно. Так, о политике израильских властей в отношении «Флотилии свободы» газета «Гаарец» (кстати, позиционирующая себя именно в качестве либерального издания) пишет: «Невозможно оправдать кровопролитие, произошедшее во время захвата судна, утверждая, что участники акции были вооружены, стреляли в солдат и били их дубинками». А крайне правый израильский аналитик Овадья Шохер признал, что «перехват корабля в открытом море – прямое пиратство. Тем не менее, приказ был отдан и приказ совершенно бессмысленный».
Возможно, дело еще и в том, что Израиль давно был одной из главных мишеней советской пропаганды, а солидаризоваться с «совком» для российского либерала – никак не комильфо. Зато действовать от противного – как раз привычно.
Между тем, сейчас уже почти забылось, что у СССР на первых порах были весьма теплые отношения с Израилем. Напомним, что Советский Союз первым среди великих держав признал это государство, через Чехословакию поставлялось оружие для израильских сил в ходе Войны за независимость, а советские функционеры отмечали прогрессивность Израиля на фоне соседних арабских монархий. После первых выборов в израильский парламент в 1949 году второй по влиянию оказалась просоветская Объединенная рабочая партия («Мапам»). Представим на секунду, что так бы оно и оставалось. Советский Союз по каким-то причинам так и не сделал бы разворот от Израиля к арабским странам, а израильское руководство не стало бы столь активно сближаться с Вашингтоном? Конечно, множество обстоятельств подталкивали оба государства к такому пути. К тому же, для СССР арабские союзники были куда перспективнее.
Зато можно представить, какими в таком случае были бы сегодняшние взгляды российских политических активистов. Собственно, схожие взгляды можно услышать из уст некоторых из них, но не так часто или не так прямолинейно. Либералы бы со спокойной душой осуждали израильское руководство и твердили бы о том, что Израиль такой же «совок», в котором «люди интеллигентных профессий превратились в бедуинов». А национал-патриоты (из тех, что не слишком зациклены на антисемитизме) постоянно и открыто ставили бы Израиль в пример: «Мы всегда говорили, что у полноценной державы только два верных союзника – армия и флот. Мы всегда утверждали, что человек, не отслуживший в армии, не достоит занять высокое положение в обществе. Мы всегда демонстрировали, как важна религия в жизни общества. Самый лучший пример осуществления наших принципов – это Израиль, который нужно поддерживать и на который нужно равняться».
И все стало бы на свои места.