Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
4

Идеальное и действительное

85

Наука во время СВО

78

Беседа на тему: Формирование методологической проблематики в античности и в средние века

73

Дайджест новостей на 27 марта

Главная Рубрики Авторские колонки 2009 Октябрь 10 Как нам реорганизовать избиркомы?

Как нам реорганизовать избиркомы?

Твитнуть

11 октября 2009 года грядут очередные выборы законодательных органов власти в трех российских регионах, в том числе важнейшие выборы в Московскую городскую Думу. Выборы у нас вроде бы свободные и демократические. Вот самое время и поразмыслить: насколько же демократично организована сама процедура проведения выборов?

Для того, чтобы выборы проводились честно, а все участники предвыборной гонки имели равные возможности, необходимо обеспечить целый ряд условий. Одно из важнейших среди них – независимость системы избирательных комиссий, как организационная, так и материальная. Соблюдается ли это условие на практике? Похоже, что нет.

Откуда финансируются избиркомы? Из государственного и местного бюджетов. Кто распоряжается бюджетными средствами? Чиновники, то есть лица, полностью зависимые от «государевой вертикали». Можно ли в таком случае говорить о материальной независимости избирательных комиссий от исполнительной власти? Едва ли.

А кто формирует сами избиркомы? Центральная избирательная комиссия, состоящая из 15 человек, формируется на 1/3 президентом, на 1/3 – Советом Федерации и еще на 1/3 – Государственной Думой, то есть, опять же, действующей властью (исполнительной и законодательной). Конечно, с учетом предложений от политических партий, кто ж спорит? Только вот в чем фокус: к работе в ЦИКе с решающим голосом допускаются представители только лишь тех партий, которые и так уже имеют фракции в Госдуме, причем не более одного человека от каждой из партий. Во-первых, партий в Думе на сегодня, как известно, представлено всего 4, а 4 человека из 15 в ЦИКе погоды не сделают. А во-вторых, замечателен сам по себе принцип: кто и так уже сидит во власти, тот имеет преимущество в процессе организации выборов и подсчета голосов. Это лишний раз способствует консервации парламентско-партийной системы в ее нынешнем положении.

Избиркомы более низких уровней – региональные, окружные, территориальные и участковые – формируются, в общем, по тем же принципам, что и Центризбирком (с незначительными вариациями). Правда, есть одно серьезное отличие: если в ЦИКе и избирательных комиссиях субъектов Федерации вся «головная тройка» (председатель, зампред и секретарь) избираются членами соответствующей комиссии тайным голосованием, то для низовых комиссий (окружных, территориальных и участковых) предусмотрены выборы только зампреда и секретаря, а вот председателя назначают вышестоящие избиркомы. То есть создается своеобразная «властная вертикаль» избирательных комиссий: ведь именно председатель имеет ключевые рычаги в деле управления комиссией. Он может, в числе прочего, проводить разные махинации за спиной ничего не подозревающего большинства своих коллег по избиркому. Учитывая, что именно УИКи и ТИКи вносят львиную долю в фальсификацию итогов голосования, подчинение их руководству не выборного, а назначенного лица, зависимого от «властной вертикали», дает дополнительные возможности для «исправления» результатов голосования так, как это выгодно исполнительной власти. Какая уж тут «независимость» и «демократия»!

Критиковать существующие порядки, не предлагая ничего взамен – дело неконструктивное. Поэтому подумаем: какие меры можно было бы предпринять, чтобы обеспечить подлинную независимость избирательного процесса от действующей власти?

Начнем опять с финансовой стороны вопроса. Негоже, когда выборы и всё, что с ними связано, финансируется из госбюджета, которым распоряжается исполнительная власть. Вместо этого было бы разумным ввести особый избирательный налог, поступающий на специальный избирательный счет в Сбербанке. К этому счету должно быть запрещено на пушечный выстрел подпускать кого-либо из госчиновников! А распоряжаться данными средствами должен специально созданный Избирательный фонд РФ, Совет директоров которого состоит только из представителей партий, причем на паритетных началах, по одному от каждой партии, независимо от наличия у нее фракций в Госдуме или региональных парламентах. Функции первого лица этого Фонда (гендиректора) по очереди должны исполняться всеми «партийными» директорами, а хронологический порядок замещения этой должности имеет смысл определять жребием.

Если все расходы по проведению выборов в России будет осуществлять такой Фонд (и его региональные и местные отделения, сформированные по аналогичному принципу), то это обеспечит подлинную материальную независимость выборного процесса от существующей исполнительной власти.

Тот же принцип в основных чертах можно распространить и на порядок формирования персонального состава избирательных комиссий всех уровней. Избиркомы следовало бы формировать только из числа представителей партий. К примеру, сейчас у нас в России осталось семь политических партий. Можно было сделать ЦИК не из 15, а из 14 человек, по два от каждой партии, независимо от их электоральных результатов. При этом необходима периодическая ротация представителей всех без исключения партий на посту председателя ЦИК в том порядке, который установится в процессе жеребьевки.

Региональные, территориальные и участковые избиркомы можно было бы также формировать на строго паритетной основе полностью из числа представителей партий, имеющих региональные (местные) отделения в соответствующих субъектах Федерации (муниципальных образованиях). При этом очень важно было бы отменить назначение председателей избирательных комиссий вышестоящими избиркомами, введя абсолютную выборность данных должностей на всех уровнях.

Думается, в этом случае можно было бы добиться подлинной независимости избирательных комиссий в организационном и кадровом аспекте. Это существенно приблизило бы выборный процесс к действительно свободному и демократическому стандарту и способствовало бы обеспечению равных условий для всех партий, безотносительно к их численности и электоральной успешности.

Сформулированные здесь предложения, конечно, требуют серьезной юридической проработки, конкретизации и уточнения, после чего их можно было внести в виде законопроекта в Госдуму по инициативе оппозиционных фракций.

Окт 10, 2009Андрей Карелин
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
10-10-2009 Авторские колонкивыборы, Москва, политика, Россия0
Андрей Карелин
Этика грабежаЭкономический вуз
  См. также  
 
Наука во время СВО
 
Дайджест новостей на 27 марта
 
Здесь и вчера
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру