rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
217

Восстание против либертарианства: протесты аргентинцев против политики Хавьера Милея

141

ВГИК против принудительной биометрии. История борьбы

308

«Чёрная метка» для профсоюза: как «военный» ПСБ отвечает на первую попытку работников объединиться

493

Проект Конституции Союза Советских Демократических Республик

Главная Рубрики Авторские колонки 2009 Февраль Бренд Святого Валентина

Бренд Святого Валентина

Заутра Валентинов день,

И с утренним лучом

Я Валентиною твоей

Жду под твоим окном.

Он встал на зов, был вмиг готов,

Затворы с двери снял;

Впускал к себе он деву в дом,

Не деву отпускал.

В обществе бывают женщины, мужчины и влюбленные друг в друга женщины и мужчины. Первым в России отведено 8 марта, вторым отдан день 23 февраля. Третья категория граждан не так давно получила свой официальный праздник – 14 февраля.

С 8 марта более или менее ясно. Это праздник, первоначально связанный с социалистическим движением, рабочими организациями и борьбой женщин за равноправие.Наследие тех времен, когда говорили, что в германской социал-демократии есть только два человека с мужским характером: Клара Цеткин и Роза Люксембург. Вообще-то, 8 марта 1857 года в Нью-Йорке состоялась демонстрация работниц швейных и обувных фабрик, которые требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и равной с мужчинами оплаты. В 1910 году на конференции женщин-социалистов в Копенгагене Клара Цеткин призвала отметить это событие, объявив 8 марта днем борьбы за права женщин.

23 февраля – дата, которую упорно никто не мог объяснить. На самом деле, это никакой не день Защитника Отечества, а день Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Нам в школе рассказывали, что в этот день в 1918 году молодая Красная Армия дала первый бой немецким интервентам и остановила их под Псковом и Нарвой. Но, заглянув в историю Гражданской войны, можно было обнаружить, что 23 февраля никаких боев не было, а Псков и Нарву немцы заняли без сопротивления. В действительности, в этот день Троцкий произнес знаменитую речь, после которой рабочие массами повалили записываться в армию. Потом он же в качестве наркома обороны отметил этот день официальным праздником. Троцкого вычеркнули из истории, а потом из жизни, но праздник остался.

А вот что случилось 14 февраля, не совсем ясно. Непонятно, какое отношение к влюбленности имеет раннехристианский мученик Святой Валентин. Будем считать, что он один, хотя источники говорят о нескольких Валентинах – римском священнике, обезглавленном около 269 года, и епископе города Терни, который прославился чудесными исцелениями и был казнен за обращение в христианство сына градоначальника.

В позднем средневековье, во Франции и Англии, житие святого Валентина постепенно начало обрастать легендами. Вроде бы император Клавдий II запретил воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы, а Валентин тайно венчал желающих и за это был приговорен к смерти. Считается также, что в заточении он влюбился в слепую дочь тюремщика и перед казнью послал любимой письмо в виде сердечка, которое ее исцелило.

Отсюда и пошли записочки, сердечки, валентинки. Достоверность этих историй оставим на совести их создателей.

Мне не повезло. Отмечать 8 марта в советские времена в определенной среде считалось неприличным. Нет, учителям, воспитателям и мамам дарились цветы и подарки, и благодарные малыши в наглаженных рубашках пели скучные песенки. Но как женщину меня что-то никто особенно не поздравлял, и я этим гордилась, считая 8 марта бесконечной пошлостью и слащавым враньем.

Но и теперь, когда легализован праздник не просто мамы и бабушки с натруженными руками, которым официально разрешалось отдохнуть один раз в году, а праздник, посвященный настоящей , той, где нет места быту, а есть одни чувства, мне мало что перепадает. Любовь с сердечками прочно монополизирована девочками-подростками, а также учащимися начальной школы и даже малышами в детском саду, которые эти сердечки коллекционируют. И уже не вполне понятно, что именно празднуется: чувства одной конкретной влюбленной пары или количество разбитых сердец?

Обществу, в конечном счете, все равно, что праздновать – День тыквы или Новый год, главное, чтобы к этому дню были выпущены и раскуплены сувениры по соответствующей теме, отправлены нужные sms-ки, и потрачено какое-то количество денег на всякие обязательные символы.

В антиутопии французского писателя Жана-Кристофа Руфина «Глобалия» празднуют даже день кошек. Смысл всех праздников исключительно в том, чтобы стимулировать рыночную экономику. Граждане должны покупать как можно больше совершенно ненужных вещей.

Поэтому в ход идет всё: и 8 марта, поначалу поспешно осмеянное, как безнадежно советский праздник, и День защитника отечества, расширившийся до дня мужчин, потому что мужчин больше, чем защитников, а значит, и покупать будут больше, и День влюбленных (опять, чем больше, тем лучше).

Что касается Дня всех влюбленных, то интересно сопоставить его с римскими Луперкалиями. Соединение римской сексуальной свободы с именем великомученика кажется мне наиболее адекватным для описания этого праздника.

Каждый год, 15 февраля, на том месте, где волчица по легенде выкормила будущих основателей Рима Ромула и Рема, проводился эротический фестиваль, называемый lupercalia (lupa по латыни значит и «волчица», и «блудница»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготовлялись бичи, и после пира, молодые люди, раздетые донага, брали бичи и выходили в город пороть женщин. Женщины охотно подставляли себя под удары, веря, что те дадут им плодовитость и легкие роды. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Празднества Луперкалий завершались своеобразной лотереей. Девочки-подростки писали в записках свои имена и помещали послания в огромную урну, а затем каждый мужчина вытягивал из урны эти записки. Девочка, имя которой вытягивал мужчина, получала сексуального партнера на целый год до следующих празднеств.

В этом году, в школе моей дочери, 14 февраля будет выставлена большая коробка, куда желающие будут опускать записочки и сердечки. Затем коробку будут разносить по классам, и особо удачливые найдут там признание в любви.

Так в далекой северной Москве, в начале XXI века, проступают традиции античных времен.

Фев 2, 2009Ирина Глущенко
2-2-2009 Авторские колонкиистория, капитализм2
Фото аватара
Ирина Глущенко

Культуролог, преподаватель Высшей школы экономики.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Играем в СоросаО крысах и чиновниках
  См. также  
 
Михаил Лифшиц и проблема термидора
 
Кинопоказ: Из цикла «История мирового киноискусства»
 
Беседа на тему: История классовых демократических профсоюзов в постсоветской России
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру