Следить за операцией в Газе – все равно что смотреть фильм, снятый слабым режиссером. Ни работа оператора, ни игра актеров фильм не спасают – хотя бы из-за патологической предсказуемости сюжета. Проблема только в том, что, находясь за тысячи километров от «съемочной площадки», можно быть только зрителем, а вот местному населению, которому насильно навязали «роли второго плана», от этого никуда не скрыться, и приходится в ужасе ждать, когда же жуткое представление закончится – может быть, «режиссера» «отзовут для консультаций» или перекроют ему финансирование?
Итак, прогнозы о конфликте в Газе в целом сбылись. Военная операция израильских войск так и не была доведена до конца – штурм центра палестинского анклава был остановлен. Как утверждает сама израильская пресса, такое решение все-таки продавили глава МИД Ципи Ливни и министр обороны Эхуд Барак, которым, в отличие от премьера Эхуда Ольмерта, еще предстоит идти на выборы. Конечно, остановка военной операции тоже вызовет непонимание у многих избирателей, но, в конце концов, этот шаг можно свалить и на уходящего Ольмерта. К тому же окончательно победить ХАМАС, использующий партизанскую тактику, вряд ли возможно, так что жертвы, которые могла понести армия Израиля в Газе, не оправдали бы себя, лишь оттолкнув избирателя. К тому же израильтяне были ограничены во времени, поскольку операцию требовалось завершить до инаугурации нового президента США Барака Обамы.
Израильские СМИ с гордостью пишут, что благодаря искусству их военных операцию в Газе удалось завершить с минимальными для ЦАХАЛ потерями. Однако даже они обычно признают, что военные цели операции оказались практически невыполненными.
Да, было уничтожено несколько высокопоставленных функционеров ХАМАС. Впрочем, костяк руководства этого движения от войны практически не пострадал (хотя бы потому, что многие его лидеры находятся за пределами Газы). Кроме того, уничтожение функционеров таких структур обычно приводит к тому, что их место занимают более радикальные и молодые лидеры.
Да, потери палестинской стороны намного превзошли потери израильтян. Если к началу 20-х чисел января было убито 10 израильских военнослужащих и ранено около 150, то потери палестинских бойцов оцениваются в несколько сотен убитых и несколько тысяч раненых. Однако далеко не все из них принадлежали именно к подразделениям ХАМАС. К тому же если считать, что численность вооруженных формирований этого движения составляет около 20 тысяч человек, подавляющая часть бойцов ХАМАС в войне не пострадало. Кроме того, людские ресурсы для исламистов, в отличие от Израиля, не проблема: 60 % жителей Газы, почти 600 тысяч человек – молодые люди в возрасте до 20 лет. Наконец, элитные подразделения ХАМАС – «Бригады Изеддина Касама» – находились в основном в самом городе Газа и сохранили силы, так и не успев вступить в бой.
Да, израильтяне смогли нанести удар по «оперативному компоненту» инфраструктуры ХАМАС, уничтожив многие тренировочные лагеря, склады с оружием, транспорт. Однако они не смогли уничтожить ракетные арсеналы движения, и оспорить это невозможно – ведь обстрелы Израиля продолжались до самого конца военной операции. «Кочующие расчеты» ракетчиков ХАМАС научились эффективно уходить из-под ударов израильской артиллерии и авиации. Ничего не удалось сделать и с туннелями на египетской границе. Их было прорыто столько, что уничтожить их все просто невозможно и, как свидетельствуют корреспонденты «Ассошиэйтед пресс», контрабанда оружия с их помощью продолжилась и после завершения израильской военной операции.
Таким образом, цели военной операции, которая, как теперь выясняется, самым тщательным образом готовилась Израилем еще с середины 2007 года (вплоть до строительства в пустыне Негев макетов основных объектов в сектора Газа, на которых проходили тренировки бойцы ЦАХАЛ), не были реализованы. Но, может быть, были реализованы цели политические?
Пожалуй, можно говорить о некотором ослаблении позиций Ирана в регионе. Представителям ХАМАС пришлось пойти на перемирие с Израилем несмотря на призывы иранского парламента продолжать войну. А ливанское движение «Хизбалла» из-за ряда затруднений так и не организовало «второй фронт» (например, вновь начав массовые обстрелы израильской территории), который отвлек бы силы «ЦАХАЛ» на север. Зато свое слово сказали Египет (организовавший мирные переговоры Израиля и ХАМАС) и Турция, предложившая направить в Газу своих солдат-миротворцев. Спикер иранского парламента Али Лариджани назвал операцию «Литой свинец» войной не Израиля и ХАМАС, а Тель-Авива и его арабских союзников с Ираном.
Однако проиграл ли эту войну Иран? Вряд ли это можно сказать о военных итогах операции. И политические потери Тегерана трудно назвать серьезными. Ведь Иран стал одним из немногих государств, поддерживавших Газу во время израильского вторжения, и палестинцы эту позицию наверняка не забудут. К тому же очевидно, что у ХАМАС (тем более, если там, как считают эксперты, усилится радикальное крыло) теперь гораздо больше общего с Ираном, чем с Египтом. В конце концов, именно к Тегерану «хамасовцы» обратятся за новой финансовой помощью и вооружением.
Тем более, нельзя говорить о поражении самого ХАМАС. Поддержка движения в секторе Газа только после конфлкта возрастет. Причем не только в Газе – на Западном берегу реки Иордан также проходят массовые манифестации в поддержку исламского движения, которое, в отличие от «Фатх», никто не может обвинить, что оно является «сателлитом Израиля». Возможно, именно ради политического выживания в новой ситуации контролируемый «Фатх» Исполком Организации Освобождения Палестины выступил с гораздо более радикальными заявлениями, чем раньше, заявив, что не пойдет на переговоры с Тель-Авивом иначе, как только на условиях отступления Израиля к границам 1949 года. Таким образом, израильская сторона не только не уничтожила враждебный ХАМАС, но вынудила к радикализации своего главного партнера в Палестине.
Правящее в Газе движение получило и неожиданные международные дивиденды. Так, премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже заявил, что «ХАМАС должно занять свое место в политическом демократическом процессе на палестинских землях», таким образом подтвердив, что переговоры невозможны без участия исламского движения.
Определенные надежды движение связывает и с международной помощью Газе. Ведь «Фатх» известно высоким уровнем коррумпированности своей администрации, и глава Политбюро ХАМАС Халед Машаль уже заявил, что любая помощь сектору, которая будет направлена туда через Палестинскую национальную администрацию, до Газы просто не дойдет.
Стоит также отметить, что новый президент США Барак Обама назначил очень неудобного для Израиля представителя по Ближнему Востоку. Джордж Митчелл, сын уроженки Ливана, уже зарекомендовал себя как ярый противник израильских поселений в Иудее и Самарии. Судя по всему, новая американская администрация, взявшая курс не на конфронтацию, а на переговоры с проблемными для себя режимами Востока, займет гораздо более сдержанную позицию по отношению к Израилю.
Остается лишь одна сфера, где действующее израильское правительство добилось значительных политических успехов. Эта предвыборная кампания в самом Израиле, где 10 февраля должен быть сформирован новый состав Кнессета. Действительно, в ходе военной операции рейтинги правящей центристской партии «Кадима» («Вперед») немного подросли, а поддержка их партнеров слева из партии «Авода» выросла довольно значительно.
Однако эффект «Литого свинца» на выборах оказался временным. После окончания военной операции в Газе, по данным социологов, «Кадима» вновь начала терять поддержку. Так, по версии израильской кампании «Телесекер», в конце декабря 2008 года, на пике военной операции, «впередовцы» могли рассчитывать на 30 мандатов в парламенте. Но уже к концу января данные прогноза той же кампании для них были более удручающими – лишь 24 мандата, при 28 у их главных конкурентов из правой партии «Ликуд». Такое же падение рейтингов «Кадимы» фиксирует и опрос института «Дахаф», опубликованный газетой «Едиот Ахронот». Попытка «Вперед» сыграть на правом поле, как мы и предполагали, привела к повышению популярности как раз правых партий – если не «Ликуда», то объединения «Наш дом Израиль» Авигдора Либермана.
Кроме того, оказалось, что лидер «Кадимы» Ципи Ливни упоминается израильтянами лишь в третью очередь, когда они говорят об одобрении деятельности политиков. По уровню одобрения ее опередил лидер «Ликуда» Биньямин Нетаниягу (с результатом 68,2 % против 64,4 % соответственно), вовсе не участвовавший в подготовке операции «Литой свинец». Зато первую позицию по уровню доверия занял лидер «Аводы» министр обороны Эхуд Барак – 72,7 %. Его и можно считать главным победителем этой войны. Благодаря Бараку партия, которая еще пару месяцев назад могла ограничиться всего несколькими мандатами в Кнессете, теперь может рассчитывать на 16 (по версии «Телесекер») или даже 19 мандатов (по версии «Дахаф»). Барак вместе с соратниками по партии действительно сумел пройти «между Сциллой и Харибдой» – заработав популярность на войне и избежав ее самых опасных сценариев, повысив рейтинг своей партии и не дав достаточно подняться популярности «Кадимы». Ведь поражение последней на выборах может привести к распаду этой «лоскутной партии власти» и второму рождению «Аводы», как одной из ключевых партий в стране. Но как бы то ни было, место Бараку в следующем правительстве обеспечено. Участники большинства правительственных коалиций из религиозной партии ШАС уже заявили, что после выборов Нетаниягу возглавит правительство, а Барак останется в кресле министра обороны.
А что же осталось за скобками этих политических раскладов? Тоже ничего нового. Это как всегда мирное население. Среди убитых в результате военной операции в Газе, по данным Агентства ООН по оказанию помощи палестинцам (UNRWA), оказалось 159 детей. Министерство здравоохранения анклава называет еще большие цифры – 416 несовершеннолетних убитых. Одна эта цифра больше, чем число убитых и раненых израильских военных вместе взятых, и сопоставима с числом уничтоженных бойцов ХАМАС.
Руководитель Агентства ООН для помощи и организации международных работ в Газе Джон Джинг сказал о молодых палестинцах: «Мы теряем это поколение». Говорят, агрессия уничтожает сама себя. К сожалению, в случае войны она еще и сама себя воспроизводит. Пытаясь уничтожить ХАМАС, Тель-Авив подарил ему тысячи новых сторонников. Конечно, наивно считать, что до вторжения в Газу отношение к Израилю в анклаве было благодушным. Но то, что теперь такие настроения только укрепятся, и прежде всего – среди молодых палестинцев, не менее очевидно.