Кризисы – самое благоприятное время для планов и рецептов. Антикризисных, естественно. Время, когда шансы советчиков быть услышанными возрастают. По крайней мере, к ним начинают прислушиваться. Когда все хорошо, никого не интересуют советы. Однако когда тучи сгущаются, люди более склонны к принятию планов спасения. Даже если такие планы исходят не от всемогущего и всезнающего правительства, а таких же, как они, граждан. Тем более, когда правительство не спешит со своим планом, а меры, которые оно все-таки предлагает, встречают в обществе неоднозначную реакцию (привет от жителей Приморья и поклонников недорогих подержанных иномарок по всей стране).
Возьмем, к примеру, автопром, как одну из стратегических отраслей, которая дает работу многим сотням тысяч людей, динамично развивавшуюся до последнего времени, а сейчас столь же резко затормозившую. Когда стало ясно, что от кризиса нельзя отмахнуться, как от приведения, и мантры телеобращений не способны предотвратить кредитный паралич, а затем последовали спад продаж и дальнейшая неизбежная рецессия в автомобилестроении, которая сопровождалась сокращениями тысяч работников, стало ясно, что надо что-то делать. Решение нашлось очень быстро: поднять импортные пошлины, дать денег отечественным производителям, а точнее, владеющим ими олигархам. Однако простота, как известно, бывает хуже воровства.Поскольку, помимо очевидных краткосрочных целей защиты интересов «официальных» продавцов иномарок и близкого к правительству руководства Тольяттинского автозавода (по сути единственного, не считая ГАЗа, предприятия, которое можно причислить к «отечественному» автопрому), повышение пошлин не решает другие важные проблемы, вызванные кризисом, прежде всего социальные. Такие как массовые увольнения работников, уже начавшиеся на предприятиях отрасли, в том числе на тех, которым предназначена государственная поддержка.
Между тем потребность во внятном реалистичном «плане спасения» (по-другому его, наверное, уже не назовешь) есть. Во всяком случае, у десятков и сотен тысяч работников предприятий отрасли, которые уже месяц находятся в вынужденном простое, совпавшем с длительными зимними праздниками и благодаря им пока не воспринимаемом драматически.
Но еще до начала праздников на многих предприятиях были подписаны первые приказы о сокращениях, урезании рабочего времени, неполной рабочей неделе и т.п., бьющие по и без того невысокому уровню жизни работников. И сейчас по всей стране эти люди находятся в тягостном ожидании худшего. А неизвестность в такой ситуации хуже самого «события».
Естественно, люди хотят не только знать, что будет с их рабочими местами, они хотят сами принимать решения, напрямую влияющие на их судьбу. И раз планы компаний не учитывают интересы простых тружеников, им самим нужно составлять планы борьбы с кризисом и продвигать их в жизнь или, по крайней мере, убедить тех, кто может это сделать. В нашей стране традиционно этим субъектом является власть, правительство. Тем более что правительство продекларировало решимость бороться с кризисом и выделяет на это деньги компаниям. Как эти деньги будут использованы? Действительно ли они пойдут на борьбу с кризисом, сохранение рабочих мест, выплату заработной платы рабочих, закупку материалов и поддержание производства или будут использованы в частных целях хозяев и руководителей компаний, а рабочие окажутся один на один с последствиями кризиса?
Нас очень долго уверяли, что рабочие и менеджмент плывут в одной лодке. Сейчас пришло время испытать эти слова практикой. Если работодатели говорят о кризисе, они должны представить доказательства, показать, как кризис влияет на предприятие, что они собираются по этому поводу предпринимать и, самое главное, как планируется использовать ресурсы в интересах сохранения бизнеса, а значит, рабочих мест. Работники хотят видеть цифры, хотят иметь возможность участвовать в обсуждении антикризисных планов, но больше всего они хотят справедливости. Бремя кризиса должны разделить все, а не только трудящиеся. Они долго терпели, но, похоже, терпению приходит конец. Кредит доверия к работодателям уже исчерпан. Они, кажется, и не слишком-то этим озабочены и спасают каждый свою шкуру, решив сделать крайними работников.
Без политического давления сверху или снизу призвать их к социальной ответственности маловероятно. Надежда же на государство еще жива. Поэтому именно к государству направлено заявление совета Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), предлагающее антикризисные меры, которые, по мнению рабочих, помогут нормализовать работу автопрома и смежных отраслей. В центре этих предложений – идея о реальном социальном диалоге между трудящимися, работодателями и государством, о субъектности работников, их праве на информацию и участие в обсуждении и принятии решений на уровне предприятий и, шире, на уровне отрасли. Идея о контроле работников над средствами, выделяемыми правительством компаниям. Идея о реальной демократии и правах трудящихся как граждан государства, провозглашающего себя социальным. По сути, работники через свою организацию предложили правительству стать антикризисными партнерами в общих, государственных интересах. План профсоюза автопрома, изложенный в заявлении – это шанс подтвердить высокие декларации и пойти на диалог с народом (для начала – в лице его части) во имя сохранения социального мира, консолидации общества и спасения отрасли в сложное время спада, сроки и результаты которого сейчас непредсказуемы.
Повторюсь: надежда на государство у российских работников пока жива, доверие тоже.
Суждено ли этим надеждам оправдаться, покажет самое ближайшее время. А как легко экономические лозунги превращаются в России в политические, мы знаем на примере выступлений жителей Приморья.