В стране, в которой мы живем, на земле, по которой мы ступаем, «идеолог» афинской республики Протагор как-то – впервые за всю историю человечества – заявил: «Человек есть мера всех вещей». Народ Греции стоит сейчас на распутье – критическом и важнейшем в своей многотысячелетней истории (которой греки оправданно гордятся). В воскресенье они вновь должны решить, является ли человек мерой всех вещей или же мерилом являются деньги – основной девиз и основа веры глобальной финансовой олигархии, европейских «элит» и их местных представителей, накинувшихся на Грецию. В лице греков они сейчас нападают также и на социальные и демократические завоевания, которых европейцы добились после победы над фашизмом 1945-го, и даже на завоевания Французской революции.
Приближается момент, когда человек, общество и нации должны определиться со своей позицией. Сейчас этот момент настал для греческого народа. Греки должны раз и навсегда решить и понять, что их «Александрия»1 – несколько десятилетий относительно стабильного и демократического общества благоденствия, последовавших за падением хунты в 1974-м и вступлением в ЕС в 1981-м, – явно для них потеряна. И реальный вопрос, стоящий перед народом Греции: оставить ли свою «Александрию» с достоинством (как того требовал великий греческий поэт) и пойти тернистым и опасным путем к новому будущему и новым перспективам для своей страны или же их ожидает перспектива распада страны и порабощения.
1940, 2004, 2015
Ответ, который греки должны дать на ультиматум кредиторов, не менее важен, чем их ответ на ультиматум Муссолини 28 октября 1940-го года – ответ, который привел к первой победе союзников во Второй мировой войне и отсрочил нападение Германии на СССР, что сыграло важную роль в исходе всей войны.
Ответ греков тогда заставил Уинстона Черчилля, человека умного, но отнюдь не дружественного грекам, сказать: «Отныне мы будем говорить, не «греки сражаются, как герои», а «герои сражаются, как греки!».
Греки дали такой ответ отнюдь не из симпатии к своему режиму и не потому, что они были тогда в лучшем положении, чем сейчас. Они оказывали мощнейшее в оккупированной нацистами Европе сопротивление (относительно размеров стран) не потому, что условия были благоприятнее, или же потому, что им нечего было терять. Они действовали так, а не иначе, потому что они ощущали в глубине души, что не смогут дальше жить без сохранения достоинства. Да, у нас как у народа, может быть, и много недостатков. Тем не менее, я не могу сказать, что нескольких десятилетий господства «общества потребления» было достаточно, чтобы подорвать наше чувство собственного достоинства («filotimo»), которое всегда пребывало с нами в самые критические моменты истории.
Значение ответа «Нет» в 2015-м не менее важно, чем «Нет», сказанное гражданами Кипра на референдуме 2004-го, когда киприоты не поддались сильнейшему международному давлению и отказались принять план, который лишил бы их независимости и демократии. «Нет» в 2015-м не менее важно, чем «нет», высказанное французами и голландцами на референдумах 2005-го или чем «нет» ирландцев в 2008-м и исландцев в 2010-м, когда они сказали «нет» евролиберализму, несмотря даже на то, что впоследствии их «нет» отменило руководство этих стран (за исключением Исландии).
Что было общего между всеми этими «нет» (невзирая на различие обстоятельств)? Общее между ними – это неприятие народом планов по отмене национального и народного суверенитета, независимости и демократии в том контексте, в котором эти понятия только и существуют в современном мире – в контексте нации-государства. А именно таковы были планы Кофи Аннана для Кипра, и то же самое предполагает европейский конституционный договор для государств Европы.
Достоинство
Вопрос, который перед нами ставит история (выраженный в предложении кредиторов «бери или уходи») – это вопрос: сможем ли мы и дальше считать наше национальное и личное достоинство фундаментальной ценностью, которая помогала нашему народу и нашей цивилизации выжить, несмотря на все поражения, невероятные угрозы и катаклизмы нескольких тысячелетий. В нашей истории было много поражений. Однако мы никогда сами не ставили подпись под актом о собственном порабощении – и это одна из причин того, что греческое государство существует, пусть оно и бедное и несчастное, но другого у нас нет. Конечно, нам придется пострадать, раз уж мы сопротивляемся воле могущественных сил. Однако где же мы окажемся без нашего государства? Утонем ли мы в океане варварской «доисторической» глобализации, обрекающей на гибель целые народы?
В это воскресенье мы призваны не только дать ответ на вопрос: принимать или не принимать ультиматум кредиторов.
Мы также должны решить, считаем ли мы существование государства (пусть даже лишь с остатками независимости и демократии) фундаментальной предпосылкой выживания нас как народа.
Людей в истории не единожды призывали выбирать между уничтожением и порабощением. А кредиторы фактически не ставят нас даже перед такой дилеммой. Они желают и того, и другого. Нашего уничтожения и порабощения! Все, что они нам «предлагают», это «продолжение» реализации программы, которая уже вызвала, как признают ведущие экономисты Европы, Америки и России, величайшую финансовую, социальную и политическую катастрофу в послевоенной западной (капиталистической) Европе.
Вместо того чтобы принести свои извинения за причиненные беды, они мешают греческому правительству осуществлять элементарные меры, которые позволили бы сотням тысяч греков иметь доступ к продовольствию, медицинскому обслуживанию, электричеству, отоплению и крыше над головой. Они убивают надежды целого народа. В такие руки мы отдали контроль над Европой!
Разочарование
Многие, в том числе и руководство СИРИЗА, пребывали под влиянием иллюзий (и до сих пор пребывают).
Они верили в то, что катастрофа Греции вызвана ничем иным, как «непониманием» или «ошибкой» господствующих европейских «элит». Однако после 22 июня эти иллюзии должны были развеяться.
Греческое правительство выдвинуло европейским «институциям» предложение, которое, по сути, даже не противоречило духу программы мер экономии и сильно отличалось от предвыборных обещаний СИРИЗА (благодаря которым эта коалиция и победила на выборах). Если бы это предложение приняли, оно бы не решило никаких проблем. Многие считали его неприемлемым и даже «капитуляцией».
Какова же была реакция «кредиторов» на это предложение? Сначала они выразили свое удовлетворение, поскольку «плохой» лидер «плохой» страны, наконец-то, начал кое-что «понимать». После этого они потребовали от него еще больших уступок! Они фактически заявили ему: мы, дескать, не заинтересованы в том, чтобы брать пленных – мы требуем либо безоговорочной капитуляции, либо самоубийства.
Столкнувшись с предложенным ему вариантом самоубийства (как лично для себя, так и для страны в целом), Алексис Ципрас и его ближайшие соратники, которые в принципе никогда не желали полного разрыва с ЕС (наоборот, они в свое время ополчились на тех из нас, кто предупреждал их о необходимости готовиться к наихудшему сценарию), объявили референдум – и совершенно правильно, поскольку идея о референдуме назревала в высших эшелонах коалиции СИРИЗА с 2012-го года.
И сейчас греческому народу настал час дать ответ: принимает ли он данный ультиматум? Мы надеемся, что он отвергнет ультиматум подавляющим большинством голосов, хотя нерешительность руководства СИРИЗА, его слабость в вопросах защиты собственной позиции может привести к катастрофическим результатам, усугубляя страхи и сомнения в народе.
Лидеры СИРИЗА должны понять, что они уже перешли Рубикон. Они перешли его, когда еще просили греков проголосовать за них, чтобы остановить губительный для Греции курс выполнения требований меморандума «Тройки». И они перешли его снова, когда решили провести референдум – и мало того, что перешли, но еще и сожгли за собой мосты. Теперь они и сами утонут и нас утопят, если решат вдруг повернуть вспять.
Если сейчас они оглянутся и увидят, где мы находились еще неделю назад, то обратятся в соляные столпы, словно жена Лота. Если они капитулируют, если не примут на себя все последствия своего выбора, то к поражению добавятся еще и насмешки.
Пусть Ципрас не тешит себя никакими иллюзиями. Если сейчас он попытается отвертеться, то ему не позволят затем даже спокойно уйти на покой, как Георгиосу Папандреу.
Георгиос – это человек, который всегда был членом «семьи» и был вхож в клуб «международного истеблишмента» – он их человек. А Алексиса Ципраса показательно унизят и «бросят на растерзание собакам», чтобы показать всем народам Европы и политикам, какая судьба их ожидает, если они вдруг осмелятся идти поперек хозяев. У лидеров коалиции СИРИЗА только один выход: избавиться от оставшихся иллюзий и закончить начатое, принимая все необходимые меры для организации греческого народа на борьбу за спасение их страны. Они должны объяснить народу, что делать и зачем. Мы не устанем повторять, что уже невозможно организовать «исход из Мессолонги»2, пригласив людей пить узо на пляже Этолико. На войне, как на войне, как сказал бы Наполеон. И Греция действительно пребывает в состоянии войны с 2010-го года – только до сих пор она не решалась на ответные действия!
Мы надеемся, что граждане Греции, если их спросят в свое время дети, приняли ли лично они ультиматум «Тройки» 2015-го года, смогут ответить на этот вопрос гордо – не понурив головы. Мы также надеемся, что лидеры нашей страны найдут в себе волю и разум, чтобы достойно встретить предстоящее историческое испытание.
Афины, 30 июня, 2015