Самый часто задаваемый вопрос. Чем хуже экономическая ситуация в России, тем больше политизируется российское население. «Да, Путин надоел. Но кто вместо него? Ходорковский? Навальный? Не-е-ет, не надо», — это общая сентенция граждан, профессионально политикой не занятых, но пытающихся разобраться в судьбе своей страны. Однако ответ на этот вопрос лежит на поверхности. «Если не Путин, значит мы все, мы — граждане России». Зачем нам какой-то Путин? Или какие-то Ходорковский с Навальным, или любые другие либеральные орки? Мы сами можем управлять своей страной.
Проблема в том, что подавляющая часть российского населения считает, что должен быть конкретный лидер. Это же не просто вчерашний день — в античные времена люди умели справляться без одного-единственного руководителя, с помощью коллективного управления, на принципах общего договора и согласия.
Суть современного правящего режима в России в том, что власть непонятна гражданам и отделена от большинства.
Обычная в сегодняшнем мире страна. Так, если лидером свергающего правящий режим протестного движения будет один-единственный человек (пусть харизматик, пусть действительно стремящийся к общей свободе и справедливости), сможет ли конкретная страна вырваться из рамок мировой неолиберальной системы? История показывает, что после победы и смерти харизматика структура управления общества рано или поздно становится авторитарной (уже научились подчиняться конкретному авторитету, далее — один признанный авторитет заменяется на навязанный).
Самым успешным и масштабным функционирующим социалистическим проектом в Евразии сегодня является автономия Роджава на севере Сирии. Это явление почти неизвестно в России даже среди левых («Рабкор» уже кратко писал о Роджаве, есть еще несколько публикаций в других изданиях, но этого крайне мало для широкой популяризации явления). В крупных западных медиа Роджаву если и упоминают, то в контексте фронтовых сводок: боев между ополчением автономии против боевиков Исламского Халифата. Чаще всего публикации именно о ее социально-экономических аспектах появляются в немецких левых изданиях — в Германии существует значительная курдская диаспора, а подавляющую часть населения Роджавы составляют курды.
Автономия фактически существует третий год. Летом 2012-го регион мирно (если не считать отдельных стычек на этнической почве между курдами и арабами) покинула сирийская правительственная армия. Местные жители организовали военизированное народное ополчение «асаиш». Началось стремительное формирование местных органов самоуправления. При этом Роджава сохранила лояльность правительству Башара Асада. Регион позиционирует себя именно как автономия в составе Сирии.
Изначально никаких ярко выраженных лидеров автономии не было. Самоуправление организовали на основе многоуровневых советов.
Первый уровень этой структуры — городские или сельские общины, в которые входят от 30-ти до 150-ти домовладений. Общины выбирают своих председателей. Председателей обязательно двое: мужчина и женщина — на 1—2 года. Формируют комитеты: экономический, обороны, женский, труда, гражданского общества и образования. Оба председателя одновременно являются представителями общины на следующем уровне власти — в районном (если речь о городе) или сельском советах. Райсоветы и сельсоветы также формируют свои комитеты и выбирают двух председателей, являющихся делегатами в совет следующего уровня — региональный. Региональный совет выбирает председателей-делегатов для Народного совета Роджавы (другое его название в русских публикациях — Верховный совет Роджавы, курдская аббревиатура MGRK).
Причем в любой момент избиратели могут отозвать своего председателя-делегата, если посчитают его работу неудовлетворительной или по каким-то иным важным причинам. Сроки и периодичность выборов председателей-делегатов назначаются на местах. То есть там немыслима ситуация, когда облысевший президент назначил какого-то бородатого мужика сомнительного вида начальником Центрального избирательного комитета, и этот деятель указывает всей стране, когда и с какого часа и до какого граждане страны могут выбирать местные органы власти.
Заседания советов проходят еженедельно. Они открыты для всех желающих, находящихся под юрисдикцией совета. Не требуются специальные разрешения, аккредитации, пропуски.
Большую часть социально-экономической работы проделывают комитеты. Через них жители Роджавы участвуют в общественной и экономической жизни своей автономии. Верховный совет выполняет главным образом функции представления Роджавы на международном уровне и формирования структуры единого ополчения из отрядов местных ополчений.
Система многоуровневых советов в Роджаве руководствуется (хотя и, как пишут западные левые, в слабо выраженной форме) принципами народовластия, гендерно-равноправного и экологически устойчивого общества. Эта система отвергает буржуазный парламентаризм, однопартийное руководство страной, подчинение мужчине, консервативные структуры и деструктивную систему капитализма с его логикой эксплуатации.
Крупнейшие предприятия автономии управляются советами. Частный малый бизнес не запрещен.
С самого начала своего существования Роджава попала в тиски войны и экономического эмбарго своих соседей — Турции и Иракского Курдистана. От других областей Сирии, находящихся под контролем сирийской правительственной армии, Роджава изолирована — на данный момент это громадная преграда в виде Исламского Халифата. Исламский Халифат ведет активные боевые действия против отдельных районов Роджавы. Город Кобани и окрестности, где с лета и до сих пор происходят ожесточенные бои против исламистов, — одна из трех областей автономии. Турция тотально перекрыла границу с Роджавой — ни выехать оттуда в Турцию, ни въехать из Турции невозможно. Иракский Курдистан, чье правительство, да и само территориально-административное образование являются продуктом политики США, также перекрыл границу.
Некоторые послабления произошли после начала боевых действий в Кобани. Иракский Курдистан разрешил свободно пересекать границу не только своим гражданам и Роджавы, но и иностранцам. Действуют два перехода. Причем один был открыт специально — ранее этого пограничного перехода не существовало. Сейчас этим переходом активно пользуются журналисты и иностранные леваки, а также иностранцы, желающие вступить в ополчение автономии (подобно ополчению Новороссии, куда иностранцы едут, чтобы воевать против фашизма, в Роджаву едут иностранцы, чтобы воевать против исламских радикалов).
Несмотря на все перечисленные проблемы военного и экономического характера, экономика в автономии, на мой субъективный взгляд, функционирует гораздо устойчивее, чем в России. А социальная активность граждан на много порядков выше, чем у нас — сама система многоуровневых советов стимулирует активность граждан. Конечно, не стоит ждать, что забитое, униженное, угнетаемое либерально-олигархическим режимом население России сразу сможет организовать параллельную власть в форме многоуровневых советов. Но оформиться эти органы смогут как раз в ходе протестов — постепенно, но шанс есть: ведь это шанс избавиться от порочной и ржавой системы.