Отношение частных венесуэльских и международных СМИ к тому, что происходит в Венесуэле, предельно ясно: за насилие ответственно правительство. Прежде всего, утверждается, что стрелки, контролируемые правительством, стреляют в демонстрантов, а насилие со стороны оппозиции — это всего лишь ответ на жестокость полиции и вооруженных сил. Но существуют множественные свидетельства того, что насилие, включая неопознанных мотоциклистов, избивавших демонстрантов, исходит со стороны оппозиции.
Примите во внимание следующее:
1. Оппозиция применяет насилие еще со времен переворота 2002 г. Оппозиционные лидеры публично поддерживали guarimba, что значит городское насилие (или “фокизм”) в 2003-2004 гг. как единственно возможный способ предотвращения установления “диктаторского режима” в Венесуэле.
2. 11 апреля 2002 г., в день, когда был свергнут президент Уго Чавес, венесуэльские и международные СМИ и Белый дом использовали снимки стреляющих чавистов в центре Каракаса, с одной стороны, и мирных антиправительственных демонстрантов, с другой стороны, чтобы оправдать переворот.
Но ирландский документальный фильм “Революцию не покажут по телевизору” (The Revolution Will Not Be Televised) и другие документальные фильмы показывают, что демонстранты были далеко от чавистов, которые в действительности отстреливались от снайпера, ведущего по ним огонь.
Если снайперы были ответственны за 15-20 убийств (как чавистов, так и оппозиционеров), которыми оправдывался переворот в 2002 г., то есть ли причина сомневаться, что неопознанные личности, атакующие участников протестов, действуют по заданию оппозиции?
3. Объектами насилия, потрясшего Венесуэлу в течение двух последних недель, были государственные здания — такие, как офис генерального прокурора, общественный телевизионный канал Channel 8, государственный банк, дом губернатора-чависта Тачиры, грузовики государственной сети продуктовых магазинов PDVAL и десятки вагонов метро в Каракасе.
4. Ни один из лидеров оппозиции не осудил насилие со стороны оппозиции. Оппозиционные мэры Каракаса и других городов не использовали полицию для остановки насилия.
5. Так называемые “мирные” демонстранты саботируют транспортную систему путем перекрытия ключевых улиц. Там, где я живу, на главной улице между городами-близнецами Барселоной и Пуэрто-ла-Крус, демонстранты оккупировали две из трех полос в каждую сторону, образовавшиеся пробки растянулись на мили. Это стало причиной трагедий, так как машины скорой помощи не могли добраться до больницы вовремя.
6. Слово “salida” (“выход” по-испански — ред.), ставшее главным лозунгом протестующих, подразумевает смену режима. Оппозиция не призывает к конституционному решению, при котором Мадуро уходит в отставку, и его заменяет президент Национальной Ассамблеи (и один из ведущих чавистов) Дьосдадо Кабельо. Смена режима — это радикальный лозунг, который подразумевает радикальную тактику.
7. Политолог и специалист по Венесуэле Дэвид Смайлд из Университета Джорджии не сторонник чавистов, а скорее остающийся нейтральным в своем анализе, указывает, что насилие невыгодно правительству Венесуэлы.
8. Насилие невыгодно правительству, потому что СМИ в большинстве своем занимают сторону оппозиции и напрямую или косвенно ставят насилие в вину правительству.
Обратите внимание на статью под названием “Вечером в столице развернулось насилие” на первой странице в El Universal, одной из крупнейших венесуэльских газет, от 20 февраля:
“Прошлым вечером силы Национальной гвардии и Национальной полиции почти одновременно атаковали несколько демонстраций в различных районах столицы… В столкновениях применялось оружие и слезоточивый газ, в то время как люди стучали в кастрюли и сковородки из своих окон (протестуя против правительства)”.
9. Правительство Венесуэлы показало большую сдержанность в отношении насилия и саботажа, инициированных оппозицией. Почти в любой другой стране мира блокирование транспорта в крупнейших городах страны привело бы к массовым арестам.
10. Правительства, в особенности недемократические, не имеющие народной поддержки, обычно полностью контролируют СМИ и используют репрессии против диссидентов. Это не относится к Венесуэле. Ни один из негосударственных телеканалов и газет (откуда получает информацию подавляющее большинство венесуэльцев) не поддерживает правительство и большинство из них занимают яростную антиправительственную позицию.
Более того, в отличие от правительств, использующих массовые репрессии (таких, как в Египте при Мубараке), чавистское правительство и движение имеют больше, чем оппозиция, возможностей для мобилизации сторонников среди населения. Как утверждает Смайлд, использование насилие со стороны правительства не имеет абсолютно никакого смысла.
Стив Элнер
[Профессор Стив Элнер преподает в Восточном университете в Пуэрто-ла-Крус, Венесуэла, с 1977 г. Автор многих книг о венесуэльской политике.]Источник: greenleft.org.au
Перевод: Дмитрий Сталагмитов