Очень радует, когда наше правительство берется защищать граждан России, живущих за рубежом. Если бы так же надежно были защищены интересы и права граждан, проживающих непосредственно на территории нашего Отечества, всё было бы ещё лучше.
Вопросы наших граждан лежат по большей части в плоскости старого анекдота: «Я имею право?» — «Имеете», — «Значит, я могу» — «Не можете».
Так что это за права, на которые якобы имеет гражданин Российской федерации?
Начнем с того, что еще в 2010 году прозвучала новость: «Внутренние паспорта в России вскоре могут отменить».
«Россия в перспективе сможет отказаться от внутренних паспортов, им на смену могут прийти пластиковые карточки», сообщил «Интерфаксу» официальный представитель Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Полторанин. Так же он добавил, что сейчас можем только предполагать, как изменится внутренний паспорт — будет ли это единая социальная карта или другой документ. Но в любом случае красная корочка уйдет в прошлое, да и время милиционеров, которые стоят под фонарными столбами и вылавливают выходящих из метро граждан, чтобы проверить регистрацию, проходит.
Все будет делаться для удобства человека, который сейчас приходит в ФМС, чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, и ему надо ставить штамп для того, чтобы он шел в военкомат и вставал там на учет. Но в перспективе те же органы сами уведомят военкомат в рамках межведомственного взаимодействия.
«Не гражданин должен ходить по инстанциям и обслуживать их, а они должны его обслуживать. Сейчас в концепции закладывается принцип — общение гражданина с ведомствами должно быть минимизировано», — сообщил представитель ФМС.
Но что-то грянул 2014-й, а обещанных улучшений мы так и не дождались.
Предложение, похоже, было выдвинуто с ориентаций на Запад, где тоже имеется такое понятие, как «прописка», либо «регистрация», но очень сильно отличающиеся по принципу действия.
Регистрация в той же Европе, причем как для самих коренных жителей, так и для иностранных граждан, производится исключительно ради статистики и учета подоходного налога, а самому человеку она может даже не пригодиться. Пожалуй, единственное место, где потребуется оригинал подтверждения о прописке — это учреждение по делам иностранцев. Там он необходим для продления текущего вида на жительство.
Но откуда у нас, то есть в России, произрастают корни этой жесткой паспортной системы, а иначе выражаясь, контроля над населением?
Ключевые элементы ныне действующей разрешительной системы заложены были в сталинский период. Вводя паспортную систему в декабре 1932 году, советская власть получила универсальный инструмент давления и манипулирования жителями страны.
Колхозники, которым не выдавались паспорта, стали крепостными, немногим лучше было положение горожан. Увольнение с работы означало для них потерю крыши над головой, причем вне зависимости от предоставления нового жилья и времени года. Драконовские положения прописки постепенно отменялись в 1950-1960-е гг.
Регистрационный учет граждан России в 1993 г. пришел на смену существовавшей с 1932 г. в стране прописке. Он во многом (однако не полностью) отличается от прописки. Во-первых, прописка имела разрешительный характер, государственные органы давали разрешение на прописку, а значит, и разрешение на проживание в населенном пункте, или отказывали в этом. Регистрационный учет носит, как правило, уведомительный характер, гражданина обязаны зарегистрировать по месту проживания, если он обратился с таким заявлением и если отсутствуют установленные законом обстоятельства, при наличии которых в регистрации может быть отказано. Иными словами, регистрация расширила реальные административно-правовые гарантии для реализации гражданами конституционного права на свободу передвижения внутри страны.
Принятие продуманного закона об уведомительной регистрации собственных граждан могло бы приблизить Россию к европейским странам. Однако внедрение системы, которая позволит поставить на учет человека на новом месте жительства нажатием нескольких кнопок на компьютере, вызовет упорное сопротивление и саботаж бюрократов, которые опасаются лишиться статусной ренты. Они, без сомнения, попытаются изобрести новые рогатки, затрудняющие свободу передвижения.
Ведь еще в 90-е годы возможность отказа от паспортов обсуждалась, но тогда на это не пошли: не смогли решить, куда ставить штампы о той же регистрации, браке, вписывать данные о детях. Между тем информационные технологии развиваются, и сегодня все эти сведения могут поместиться на электронном носителе. И не исключено, что он будет содержать не только нынешние паспортные данные. Возможно, эта карточка станет универсальным документом, объединяющим в себе и внутренний паспорт, и полис обязательного медицинского страхования, и пенсионное удостоверение. Теоретически это просто. Дело только за технологическим решением — когда государство сформирует все базы данных так, чтобы их можно было объединить для удобства человека.
Увы, институт, принуждающий граждан спрашивать у бюрократов разрешения на выбор места жительства, оказался на редкость живучим. Положение человека, не поставившего штамп в паспорте, близко к положению нелегального гастарбайтера, либо, как официально такие российские граждане именуются в ФМС — бомжи. То есть он совершенно спокойно может работать на благо Отечества, но при этом ощущать себя на одной ступеньке в метро, где расположились бездомные.
Дело, конечно, не в величине штрафов и взяток, хотя и это тоже немаловажный фактор. Человек вынужден унижаться при проверках документов на улицах и в транспорте. Ему труднее устроиться на работу, оформить медстраховку, пристроить ребенка в детсад и школу. Наконец, россиянину с временной регистрацией сложно получить на новом месте кредит и заграничный паспорт. Чтобы купить автомашину, ещё полгода назад ему приходилось ехать на родину или оформлять доверенность на местного жителя.
В медицинской сфере дискриминация привела к тому, что неработающие граждане без регистрации по месту жительства не могут оформить медицинский полис. Те же, кто медицинский полис имеет, не могут получить медицинскую помощь на территории, не совпадающей с их регистрацией.
Так, в Москве действует система «прикреплений» городского Департамента здравоохранения, без которых гражданам медицинскую помощь не оказывают, за исключением экстренных случаев. А в марте 2007 года в Краснодарском крае произошел вопиющий случай, когда врачи отказались оказывать экстренную помощь человеку, прописанному в другом районе. В результате больной скончался.
В аналитической записке аппарата Уполномоченного по правам человека также говорится о недопустимости различного подхода властей к предоставлению социальных гарантий. На практике всё получается совершенно иначе. Например, в Москве пенсионеры, не имеющие московской регистрации, не могут получить скидки при покупке ими лекарств и других товаров, тогда как пенсионерам, имеющим московскую регистрацию, эти социальные гарантии предоставлены. Выходит, пенсионер пенсионеру рознь, несмотря на то, что оба имеют российское гражданство? Человек, отработавший на советское государство и не имеющий постоянной прописки по разным причинам, не имеет еще и права бесплатно на общественном транспорте доехать до места оказания помощи…
Да и смысла не имеет такая поездка, потому что все равно, глянув в паспорт, врач не выпишет ему лекарства со скидкой.
Ну а далее, разве такая дискриминация касается только малоимущих?
В зависимость от места проживания в современной России поставлено и активное избирательное право граждан. Так, люди, имеющие в каком-либо регионе собственность, но не проживающие там, лишены возможности голосовать на местных выборах. Значит, произойдут те самые «нечестные выборы», о которых так сейчас принято много говорить.
До некоторого времени временно проживающие в одном регионе и купившие там автомобиль обязаны были отправляться для его регистрации к своему постоянному месту жительства, которое порой может находиться за тысячи километров. То же самое касается замены водительских удостоверений. А граждане, не имеющие регистрации, вообще не могут зарегистрировать автомобиль на свое имя.
Что мы еще имеем по этим дискриминационным пунктам?
Хотя Гражданский кодекс предписывает свободу заключения договора, без соответствующей регистрации, как правило, невозможно получить банковский кредит. Более того, тут еще и сами банки даже не при заполнении документов по кредиту, а при обычных обменных валютных операциях проявляют самостоятельность. До 15 тыс рублей ни паспорт не требуется, ни прописка в нем. А для чего вообще надо интересоваться местом проживания человека, он что, как Мавроди, скрывается по квартирам или что, надо понимать, тогда обмен не состоится? Или здесь преследуются цели отслеживания за потоками денежных средств? Так, простите, можно прийти через час или зайти рядом с требуемыми 15-ью тысячами рублей и не больше.
Даже покинуть Россию не имеющие регистрации не могут, потому что загранпаспорт выдается только при наличии регистрации по месту жительства. А это что? Поселился в деревне Простоквашино, а, главное, зарегистрировался и все, дальше порога дома не ходи? И отдыхай на местном поле, купайся в местном пруду.
Происходящее является более, чем оскорбительным, поскольку унижает человеческое достоинство гражданина и порождает обстановку социального напряжения между различными слоями общества.
А тем временем взимаются те самые «маловажные штрафы», задерживаются прямо перед отходом поезда российские граждане, желающие отбыть к месту своего проживания, но не успевшие сделать положенную временную регистрацию, ибо прибыли в столицу на несколько дней, уплачиваются штрафы за нарушение законодательства, но идут они почему-то не в гос. казну, а в руки работника правоохранительных (не забывайте!) органов.
К. С. Полторанин обещал, что будет происходить, с одной стороны, учет неучтенных граждан, а с другой стороны, никому не надо будет никуда ходить. При этом он заметил, что в одночасье разрушить это невозможно, поэтому власти взяли паузу, чтобы изучить все «за» и «против», поясняя данную позицию необходимостью предотвратить возможные «злоупотребления».
В то же время, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин полагал, что «предложение миграционной службы проистекает не столько из каких-то государственных и общественных интересов, сколько из интересов того, как себе устроить посвободнее и попроще жизнь», сделав предположение, что в условиях массовых миграционных процессов, которые сегодня захватили Россию, нельзя отказаться от прописки и перейти только на уведомительный процесс в регистрации», — как бы не поспешить и наломать еще больше дров.
Так может быть, депутат был прав в том, что речь идет не о благополучии граждан, а об облегчении жизни чиновникам?
Но самое интересное, что вместо того, чтобы ликвидировать причину всех этих проблем, то-есть пресловутую сталинскую прописку, даже не гайки закручиваются, а придумываются все новые более, чем странные пункты, дополняющие этот унижающий человеческое достоинство закон.
Одной рукой дается, т. е. отменяется регистрация автомобилей по месту прописки, а другой, к примеру, тут же МВД РФ в помощь работникам ФМС разрабатывает поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым полицейские получат право тестировать всех граждан на алкогольное опьянение. Получается, что по улицам прогуляться, заходя в кафе нельзя, да и просто выйти из квартиры, если выпил рюмку. Будут пешеходов на алкоголь тестировать?
И при том, что о таком нововведении только еще успели заикнуться, а оно уже вступило в силу.
Гражданин «Н» обратился за помощью к юристу, попросив составить жалобу на сотрудников полиции, с уточнениями номеров статей конституции и ГК, Административного кодекса, нарушенного сотрудниками. Изложив суть дела: 9 мая после банкета (застолья домашнего) человек вышел из подъезда и подошел к стоящему автомобилю открыл дверь и взял от туда сигареты. Во время этих действий мимо проезжали сотрудники ДПС. Он закрыл дверь и направился обратно в подъезд (домой). Сотрудники полиции догнали его в подъезде, спросили, чья эта машина, на что мужчина ответил, что его, и он ходил за сигаретами т.к. хранит их в бардачке. Сотрудники полиции предложили мужчине проследовать за ними, на что он отказался. Они начали насильно его выводить, завязалась потасовка в подъезде, на него были надеты наручники и насильно вывели из подъезда, посадили в патрульную машину, отобрали ключи от автомобиля и отвезли на 350 метров от дома до соседнего перекрестка, где стояли другие наряды ДПС. На это же место сотрудник полиции, который отобрал у него ключи подъехал на его машине. Был составлен протокол, об административном правонарушении . Да он выпивал, т.к. был день Победы, но за руль-то не садился.
Так, что, как ни крути и что ни выдумывай, какие гайки и болты ни закручивай, но все же пора подумать на самом деле об отмене существующего в нашей стране унижающего фактора прописки, либо регистрации.