В четверг, 5 апреля, Ярославский избирком опубликовал официальное сообщение об итогах выборов мэра города. Победителем признан кандидат от оппозиции Евгений Урлашов, набравший во втором туре практически 70% голосов избирателей. Для приунывших после победы на президентских выборах Путина либералов победа кандидата-оппозиционера в поволжском городе вновь наполнила мир яркими красками и новой надеждой. Оказалось, что за МКАДом не только есть жизнь, но она еще и бьет ключом! При этом сами «замкадыши» оказались не сплошь озлобленным пропутинским большинством, которое тусклыми глазами смотрит откуда-то из глубины российской провинции на кучкующихся на площадях креативных москвичей, а вполне себе сторонниками демократии и чуть ли не ее последним оплотом.
Внесем чайную ложку дегтя в эту бочку демократического меда. Стоит признать, что больше всего для победы Евгения Урлашова сделала сама местная власть. Уничтожая созданную в советские годы промышленность, уродуя исторический облик города коммерческой точечной застройкой, коммунальными экспериментами и продажей городского имущества для наполнения дырявого, после помпезного празднования тысячелетия, бюджета. Дураки и дороги – эти вечные спутники российского несчастья сыграли злую шутку с мэрией Ярославля.
Провал партии власти на выборах в Государственную думу поставил точку в карьере, казалось, бессменного ярославского городского головы – Виктора Волончунаса. Более 20 лет он был неоспоримым лидером среди политиков города, но вот Акела промахнулся и должен был оставить свой пост. Однако оказалось, что ярких наследников и продолжателей у мэра нет. Кадровый голод стал настоящим бичом для выстроенной Путиным в последние 10 лет «властной вертикали». Если на федеральном уровне эту проблему удалось приглушить при помощи нехитрой рокировки, то парой этажей ниже это вызвало нешуточную проблему. В конце концов, всеми правдами и неправдами в кандидаты от действующей власти был выдвинут местный олигарх Яков Якушев. Нет нужды говорить, что для не гламурной провинции кандидат-олигарх – это практически живое воплощение Мистера Вселенское Зло.
Его главным противником выступил юрист и правозащитник Евгений Урлашов. В отличие от Якова Якушева он начал свою кампанию задолго до 2012 года. В течение последних двух или трех лет город регулярно украшали рекламные билборды с портретом Урлашова и незамысловатым лозунгом: «Детские сады – детям». Отметился Евгений Робертович и в протестной активности, он выступал на митингах в защиту ярославских парков и, будучи муниципальным депутатом, доносил до своих коллег те или иные проблемы горожан.
Все это сделало его как минимум узнаваемым в городе политиком. С другой стороны, он, оставаясь до сентября 2011 года членом «Единой России», не запятнал себя слишком тесным сотрудничеством с местной оппозицией, которая постепенно все больше и больше маргинализировалась в последние годы. В меру оппозиционный, но не выходящий за пределы дозволенного, Евгений Урлашов стал практически идеальным героем для либеральных СМИ. Это разительно отличает его от Олега Шеина, чья гораздо более драматическая борьба за пост мэра Астрахани попала на первые полосы газет только после объявленной им голодовки. Возможно, именно этим объясняется невмешательство федеральных властей в процесс выборов и фактический запрет на использование против Урлашова всей мощи административного ресурса. На тормозах была спущена попытка снять его по суду перед первым туром выборов, а кроме того, не было разрешения отменить второй тур из-за массовых нарушений. Практически единственным серьезным препятствием на выборах для оппозиции стала блокада в местных СМИ, но эффект от нее был двоякий.
Это стечение обстоятельств позволило Евгению Урлашову одержать триумфальную победу. Однако не стоит забывать, что более 60% ярославцев с правом голоса проигнорировали выборы. А столь значительный перевес в голосах был связан с тем, что официальный кандидат от полностью дискредитировавшей себя партии власти изначально имел очень низкие шансы на победу.
Что готовит ярославцам приход нового мэра? На своей первой пресс-конференции в качестве победителя на выборах Евгений Урлашов озвучил следующие первоочередные задачи: прекращение вырубки парков и точечной застройки. Качественный и полноценный ремонт городских дорог. Изменение структуры городского управления. В качестве первоочередных экономических задач он видит развитие предпринимательства и туризма и разработку «бренда» города. Если первые цели, обозначенные новым мэром, ни у кого не вызывают сомнения, то экономические преобразования, намеченные им, не выглядят столь однозначно. Ярославлю, как крупному промышленному центру, необходимо возрождение промышленности, нужны новые предприятия, способные решить проблему безработицы и благосостояния как отдельных горожан, так и города в целом. Достигнуть этого, развивая туризм и малый бизнес, невозможно. Именно это и доказала предыдущая администрация, приведя город в тупик.
Получив пусть не всеобщую, но значительную поддержку избирателей, Евгений Урлашов вынужден будет пытаться удовлетворить их пожелания. Недружественный губернатор и враждебный муниципалитет, несомненно, создадут трудности на этом пути, но главная трудность – экономическая программа нового мэра.
Когда-то Сталин шутил по поводу председателя Мао, что он лишь снаружи красный, а внутри белый, как редис. Социальная предвыборная риторика нового ярославского мэра и вполне себе неолиберальная экономическая политика очень быстро лишат его поддержки горожан. Остается лишь надеяться, что он не будет таким же бездарным мэром вроде своих предшественников и постарается хоть в какой-то мере оправдать выданный ему кредит доверия. Впрочем, надежда, как известно, умирает последней.