Нет существа более покладистого, чем должник. Любой менеджер среднего звена, «офисный планктон», становится легко управляемым, готовым на любую сверхурочность при условии, что на нем висит крупный кредит. Управление же государствами с помощью предоставления им кредитов давно считается наиболее эффективным средством получения не только экономических, но и политических сверхприбылей.
Кризис в Украине набирает обороты, раскручивается, украинская экономика входит в штопор и стремительным домкратом несется к дефолту, несмотря на все запоздалые и несогласованные попытки удержать ее, хватая голыми руками за выпуклости отдельных секторов. Протекционизм, попытки поддержать отечественного производителя сталкиваются с невозможностью функционирования других секторов экономики, напрямую зависящих от экспорта.
Несогласованность действий Кабмина и Нацбанка по отношению к украинской гривне и общая неопределенность власти, зависшей на пульте управления экономикой и пытающейся нажимать на все клавиши сразу, вызывают паническое бегство инвесторов, отток капиталов и, как следствие, прямую зависимость экономики от кредитов МВФ, ЕС, США и России, с помощью которых эти капиталы и пытаются удержать.
Сама логика действий украинских политиков зачастую напоминает голливудский фильм, где герой в последний момент, нажимая на все рычаги сразу непонятной ему системы управления, внезапно и случайно, находит тот единственный необходимый…
Единственное, что радует наших политиков, списывающих на кризис все недочеты, непрофессионализм и откровенный распил бюджета и кредитов, так это вид несущихся в штопоре соседей. Вместе как-то веселее. Если смотреть на падающих рядом соседей и не отвлекаться на стремительно приближающуюся землю, то и падения вроде бы нет. Возникает повод для оптимизма, которым проникнуты все заявления президента и премьера, продиктованные ожиданием очередного транша кредитов МВФ. Вот только условия этого кредита, за исполнением которых внимательно следит Джейла Пазарбазиоглу, руководитель миссии МВФ, предполагают бездефицитный бюджет и сокращение социальных выплат. И используется кредит МВФ, конечно же, в первую очередь на рекапитализацию банков и удержание западных инвесторов. Первый транш полученных кредитов пошел на поддержку крупного капитала, второй ждет, очевидно, та же судьба (если, конечно, он будет предоставлен, так как ликвидировать дыры в бюджете (по условиям предоставления транша) предполагается опять же с помощью других кредитов).
Страна живет в долг и под немалые проценты. Только в этом году необходимо выплатить 9–10 миллиардов долларов процентов по кредитам. Слаженность действий восточноевропейских экономик, вошедших в кризисный штопор, просто поражает сходностью маневров, на что вряд ли способны даже те шесть оставшихся в украинских ВВС боевых летчиков, которые демонстрируют свое искусство на парадах независимости. Страны восточной Европы заняли 1,7 триллионов долларов у Западной Европы, в первую очередь Австрии, из них 400 миллиардов должны быть выплачены уже в этом году. Восточная Европа – практически на грани дефолта, за которым вполне вероятно последует социальный взрыв. Советы МВФ помогут в данной ситуации точно так же, как они помогли в Аргентине в период предшествовавший «кастрюльным бунтам». Да и МВФ, собственно, уже не в состоянии произвести финансовые вливания подобного масштаба в экономики Восточной Европы, тем более что темпы рецессии все равно опережают попытки ее стабилизации. В то же время пример дефолта одного государства повлечет за собой целый ряд дефолтов, которые в состоянии обвалить экономику всего Европейского Союза.
Иностранный капитал уходит из Восточной Европы – две трети ушло за последние три месяца. Дефляция и обязательства перед финансовыми институтами увеличивают безработицу. Первыми падают страны, четко следовавшие указаниям МВФ и полагавшие, что рост кредитов и экспорт приведет к процветанию.
Внешний же государственный долг Украины превысил 110 миллиардов долларов. 3 миллиарда были заняты у Всемирного банка еще в ноябре, 16,5 миллиардов – у МВФ и 5 миллиардов требуются сейчас. Внешний долг страны, выросший буквально вдвое за последние несколько лет, находится сейчас на уровне 60 % ВВП.
Общий финансовый кризис плюс понижение рейтинга Украины, занимающей теперь предпоследнее в Восточной Европе место (по данным большинства рейтинговых агентств), склоняют как кредиторов, так и инвесторов покидать страны региона и оставлять их наедине с их проблемами (при условии, несомненно, исправной выплаты процентов по кредитам).
Перспектива дальнейшего развития совершенно ясна. Существует пример стран «третьего мира», увязших по горло в кредитах и не имеющих ни малейшей возможности выбраться из долговой ямы и вернуть занятое прошлыми правительствами и хунтами как прогрессивных, так и консервативных военных. Не секрет, что одной из основных причин вопиющей нищеты многих стран «третьего мира», в особенности государств Африки к югу от Сахары, является их колоссальная задолженность развитым капиталистическим странам и различным международным финансовым институтам. Несмотря на то что некоторые из этих государств уже давно выплатили кредиты своих прошлых правительств, проценты, как явные, так и скрытые, набегают быстрее темпов выплат. Подобное кредитование зачастую является частью неоколониальной политики и позволяет оказывать давление на эти государства по целому ряду вопросов, в частности, в «войне с терроризмом».
Требования же списать эти долги, которые постоянно выдвигают различные альтерглобалистские организации во время саммитов «восьмерки» и международных финансовых институтов, либо игнорируются, либо исполняются в «микроварианте».
Нынешний финансовый кризис делает государства Восточной Европы весьма уязвимыми, а крупные кредиты делают их еще более зависимыми и управляемыми. Участие Украины и других восточноевропейских государств в военной операции в Афганистане, строительство «антитеррористических» тренировочных баз (в Конче-Заспе под Киевом, например) также обусловлено предоставленными кредитами.
Не следует забывать и то, что одними из причин участия Российской империи в Первой мировой войне были огромные долги царского правительства и военные обязательства, взятые в качестве «довеска» к ним. Эти кредиты были оплачены кровью солдат под Верденом, Трабзоном и в Галиции. И если многочисленные бунты и восстания предыдущего периода часто имели целью уничтожение закладных и векселей на местном уровне, то последовавшая революция 1917 поставила вопрос уже об отказе «платить по счетам» на уровне всей бывшей империи. И это может только служить примером для, «закрепощенного» в кредитах банков и правительств населения стран Восточной Европы.
Буржуазные правительства действительно, как правило, относятся к населению как к неразумным малым детям. Представим себе «родителей», взявших и промотавших в свое удовольствие крупные кредиты, выплачивать которые их детям предстоит на протяжении всей жизни. Причем условием кредитов является резкое сокращение средств на содержание этих детей… Если допустить подобный вариант, то это грозит просто лишением «родительских прав» навсегда.
Дмитрий Колесник