Первую половину прошлого года власть боялась «оранжевой революции» и ее наиболее вероятного авангарда – нацболов. Но обошлось: пенсионерам сунули в зубы бесплатные проездные, непопулярные реформы в очередной раз отсрочили, нацболов задавили (прежде всего информационно) и все улеглось. Жили правители мирно и счастливо целый год, как вдруг новая беда – Кондопога. Ай, опять народ просыпается, что делать? Ну, понятно, перво-наперво – давить национальные организации, в том числе и собственную креатуру – ДПНИ. Но этого мало. Нужно еще какую-то подачку народу кинуть, но какую? Что им там на этот раз не нравится? Этническая составляющая криминального бизнеса? О’кей, значит, заберем хлеб у фашни и будем показательно бороться с «рассадником всякой преступности» – с нелегальными иммигрантами. Народ, правда, несколько другого хочет – избавиться от этнических мафий, но это, извините, слишком наглое требование.Мафии эти дисциплинированно делятся своими доходами с системообразующим чиновничеством, как же можно себя лишить дохода? Естественно, решено бороться не с умарами джабраиловыми, а с простыми «черными».
Главнокомандующий дал команду «фас» – и процесс пошел. На прошедшем недавно Дне милиции Лужков прямо распорядился отлавливать всех нелегалов, всех и везде – как на рынках, так и на стройках. Что будет в случае успешной реализации программы избавления России от «черных»?
Нацпаты уверяют, что наступит счастье. Некоторые левые размышляют о том, что возвращение нелегалов на родину положительно скажется на росте рабочего движения в республиках СНГ и может создать предпосылки для тамошних социалистических революций. А что на самом деле будет, если депортировать всех нелегалов?
Как известно, случившиеся не так давно революции в странах СНГ имели цветочно-цветовую символику. На Украине зажигал оранжевый цвет, грузин разводил в основном красный (именно красными розами гнали Шеварднадзе из парламента). В Киргизии цветовой определенности не было: то ли рулил желто-красный цвет тюльпана, то ли оранжево-желтый оттенок абрикоса (обе эти версии выдвинули жаждавшие хорошего имиджа победители), а злые языки поговаривали, что ключевым был цвет мака (кстати, напрасно).
А вот в Узбекистане, главном государстве Средней Азии, вместо всех этих низкочастотных электромагнитных колебаний за основу был взят конкретный, зеленый, цвет. Это и конопля, и, конечно, Ислам. А Ислам и конопля – это исламский фундаментализм, два в одном. А что такое исламский фундаментализм – см. историю Афганистана с 1996 по 2001 год.
Произошедшие перевороты имели характер обмена шила на мыло: одна банда сменила другую, и на благополучие страны, равно как и на ее социально-экономический облик, эта смена никакого влияния не оказала. А какой должна быть революция, чтобы жизнь этих государств изменилась до неузнаваемости? Это может произойти, если к власти придут люди, совершенно чуждые сложившейся культуре управления государством, настоящие радикалы. А это могут быть либо коммунисты (не путать с зюгановско-симоненковским отстоем, имеющим по глубокому недоразумению одно и то же название), либо религиозные фундаменталисты. Иного вида радикалов на постсоветском пространстве нет. Религиозные фундаменталисты – это, конечно, исламисты, поскольку европейские воинственные секты, вроде партии Грабового сколько-нибудь серьезного влияния никогда не имели и вряд ли будут иметь.
Что нужно, чтобы в одной из республик СНГ к власти пришли коммунисты? Во-первых, для успешной самореализации СНГовых коммунистов нужны деньги. Ведь даже величайшие гении – большевики – не смогли обойтись без этого. Издательская деятельность, палатки для бастующих, автобусы для своза людей в столицу – это все требует денег, гораздо больших, чем может собрать партия на взносах. Но кто даст деньги? Кому может понадобиться народная власть в республике СНГ? Где и кому тут может быть выгода? Местным наркобаронам? Соросу? Кремлевским либералам? Нет, выгода может быть только Москве, но только после того, как по всей стране красные знамена придут на смену триколорам.
Во-вторых, должно быть наличие крупной разветвленной коммунистической организации, владеющей эффективными методами работы с населением и, что самое главное, развитой идейно. Последнее означает знание того, что надо делать, чтобы можно было сказать «Есть такая партия», а вовсе не умение дословно цитировать любую страницу любого тома любого классика. Есть ли такие организации в странах СНГ? Даже жалкого подобия такой организации там нет. Для ее возникновения нужен мощный ориентир. Сто лет назад таким ориентиром была вера в будущее, вера в неизбежную реализацию идей марксизма. Пятьдесят лет тому назад таким ориентиром для стран «третьего мира», где успешно действовали марксистские организации, было существование процветающей социалистической сверхдержавы – СССР. Но сейчас первого в мире социалистического государства уже нет, распалось оно, ложным оказался его идейный фундамент. Второе соцгосударство – Китай – к коммунизму стремится лишь на словах, на деле это государство с развитой рыночной экономикой. Куба, Вьетнам – это не серьезный разговор, а КНДР – вообще антиреклама.
И где же ориентир для коммунистов стран СНГ? Его нет. Более того, таким ориентиром может быть только идея воссоединения с преуспевающей социалистической Россией, то есть опять приходим к выводу, что первоначально нужно поднять красный флаг над Кремлем.
Ну и, наконец, как бы отнеслось «мировое сообщество» и нынешняя российская власть к победе настоящих коммунистов в любой из стран СНГ – что в Киргизии, что на Украине? Естественно, началась бы «холодная война» против этой страны, и какими бы сверхсуществами ни были победившие коммунисты, их республике, бедной ресурсами и потому не обладающей самодостаточностью, рано или поздно пришлось бы сдаться. Опять получится обмен шила на мыло, и какими искренними не были бы намерения настоящих коммунистов, их республике пришлось бы стать тем, чем сейчас является «коммунистическая» Молдавия.
В общем, для стран СНГ на социалистические революции существует тройной запрет.
Значит, коммунисты отпадают. Но остаются исламисты. Насколько возможен их приход к власти?
Во-первых, у них есть и будут деньги. В исламской революции заинтересованы наркомафия и нефтяные шейхи стран Персидского залива, помогающие по идейным соображениям и талибам, и Аль-Каиде.
Во-вторых, исламисты развиты идейно и у них есть множество твердых ориентиров. Это безусловная вера, настолько сильная, что исламисты легко идут даже на самоубийства (шахиды-смертники). Это многовековая исламская традиция, это существование агрессивного исламского мира, жаждущего мирового господства. Это успешная экспансия мусульман в США и страны Европы, проходящая на фоне вымирания христианских наций. Это изобилие нефтедолларов. И конечно, исламисты знают, что делать, у них на все практические вопросы есть ответы – в законах шариата.
Популярность исламского фундаментализма в Средней Азии сдерживается высоким культурным уровнем ее жителей, оставшимся в наследство от СССР. Некогда отсталые племена и народы слаборазвитых феодальных государств, благодаря советской власти превратились в высококультурные образованные светские нации. Но, как известно, «культурность» – явление обратимое, под воздействием социально-экономических факторов она может как увеличиваться, так и уменьшаться. Чем ниже материальный уровень жизни, тем ниже и культурный. Если поместить богатых немцев в условия жизни узбекского кишлака, то вскоре от «битте шон, данке шон» не останется и следа. В тему – популярный ташкентский анекдот десятилетней давности: «У президента Каримова спрашивают: почему говорят “памидор-мамидор”, “арбуз-марбуз”? Каримов отвечает: “Э, культур-мультур низкий”». Так вот: бедность в Средней Азии ужасающая. Если еще в Ташкенте, Астане, угольных городах Казахстана жить хоть как-то можно, то в остальных населенных пунктах происходит не жизнь, а выживание. В Самаркандской области три года назад, когда я там был, можно было купить себе «жену» у ее отца за мешок сахара или два мешка муки. Покупаете, забираете у родителей все ее документы и делаете с покупкой что хотите. Можете в хозяйстве использовать, можете в бордель перепродать, можете зарядить наркоту через границу перевозить. Новорожденного на рынках Самарканда можно было купить за пять долларов. Продают, потому что нечем кормить. Такой низкий уровень жизни, конечно же, сказывается и на культуре.
В домах этих людей очень мало от цивилизации, они не могут позволить себе купить простую бытовую технику, сходить в «Макдоналдс», одеться, почти все заработанное (вернее, добытое) они тратят на еду. Поэтому культурные ценности западной цивилизации для них не имеют никакого смысла и значения: демократия, права человека – это все для тех счастливых людей, которых они видят на экране старого советского телевизора, показывающего рекламу жизни сказочного западного мира. Зато слова радикальных проповедников Ислама, простые и понятные, как нельзя лучше подходят для них в качестве руководства к действиям, обещающим решение их проблем.
Ударная сила прошлогодних андижанских волнений – деклассированные и деградировавшие элементы: безработные, алкоголики, наркоманы. Они взяли в руки оружие, прекрасно понимая, что их ждет. В Узбекистане люди знают, что Каримов – это не Кучма. Но они вышли, потому что им уже нечего было терять, кроме опостылевшей жизни. И, что самое главное, вышли они под зеленым знаменем. Вышли не с флажками, даже не с булыжниками, а с автоматами. Началось восстание с убийства солдат, охранявших тюрьму, и освобождения большой группы радикальных исламистов. Затем были захвачены заложники в здании хокимиата (обкома по-нашему), которые после были убиты. Исламистских лидеров сразу же стихийно поддержала бльшая часть населения. В двухсоттысячном Андижане на улицы вышли десятки тысяч отчаявшихся граждан.
Однако пока «в Багдаде все спокойно», несмотря на наличие серьезной социальной напряженности. Причин отсутствия зеленого взрыва две. Первая – это «конкретная» власть в республиках Средней Азии. Это в Киеве, Тбилиси с оппозицией миндальничали. Это академик Акаев (экс-президент Киргизии), самый демократичный из азиатских правителей, с детства начитавшись гуманистической литературы, решил не проливать кровь. А вот в Ташкенте палаток на площади независимости власть терпеть не станет, надо будет, всех танками раздавят. В других среднеазиатских республиках – точно так же. Жестокость к бунтарям (и вообще жестокость) – это на Востоке норма, принимаемая всеми, и властью, и населением. Страх перед карательной системой сдерживает население от массовых выступлений.
А вторая, главная причина заключается в том, что населению этих республик пока есть что есть. И благодаря России. Каждый пятый киргиз работает в нашей стране, обеспечивая и себя, и свою семью, оставшуюся на родине. В Москве, как известно, чуть ли не половина Таджикистана метет дворы «белым господам». Дешевая среднеазиатская рабсила есть даже на Крайнем Севере. Заработанными ими рублями и кормится Средняя Азия.
И самое главное. Что надо, чтобы случилась исламская революция в Средней Азии? Это сделать очень просто – надо выгнать всех среднеазиатских мигрантов из России на их историческую родину. Теоретически, местных ресурсов этих стран хватает, чтобы не дать людям умереть с голоду, чтобы жить хотя бы как в Грузии, которая уже забыла, что деньги можно тратить не только на еду. Но система власти среднеазиатских республик патологически деструктивна. Там не умеют созидать. Любой чиновник, любой руководитель предприятия, колхоза или территории знает только три обязанности: воровать, обирать и делиться с начальством. Все свои административные действия он согласует с этими принципами, поступить против которых он не может. Во-первых, его тут же заменят на «правильного», сразу после того, как он не принесет начальнику ежемесячный конверт; а во-вторых, ему в голову не придет действовать против сложившихся феодальных методов управления. Могло ли в Древнем мире кому-нибудь прийти в голову, что рабы – это тоже люди, которых надо прекратить эксплуатировать и немедленно освободить? Так же и здесь никакому азиатскому управляющему не придет в голову, что вверенный ему участок чего-либо подлежит не обирать, а заботиться о нем и развивать его. Бывает, что правители азиатских государств обладают государственным мышлением и страждут предпринять какие-нибудь созидательные поступки, но благие начинания разбиваются вдребезги о глухую стену социальной составляющей мировоззрения чиновников. Не идут инвесторы в Среднюю Азию строить новые предприятия, которые хотя бы обеспечили низкооплачиваемой работой местное население. Не идут, хотя президенты их приглашают и природные и экономические условия имеются, не идут, потому что поедающая страну Система тут же со всех сторон обложит их такими поборами, которые сделают всякие предприятия убыточными.
Если всех гастарбайтеров выгнать из России, то негибкие, неспособные к саморазвитию местные Системы не смогут справиться с нахлынувшим потоком нищеты, не смогут трудоустроить вернувшихся мигрантов, не смогут обеспечить их семьи пропитанием. И таджик, который недавно мел дворы в Москве, выйдет на улицу, с киркой или с топором, которые сменит на автомат в ближайшей захваченной воинской части. Выйдет, потому что его семье нечего будет жрать. Как показано выше, некому будет, кроме исламских фундаменталистов, возглавить восстание. И поведут моджахеды толпы таджиков, узбеков, казахов на президентские Ок-Сараи, и воздвигнут зеленое знамя пророка на их куполах. Естественно, пощады к русскоязычным жителям не будет. Естественно, отношение к враждебной им России будет адекватным. Естественно, освободив среднеазиатские территории от противной Аллаху и народу власти, исламисты устремятся «освобождать» исламский юг России. Помните, какие «подарки» принесла России краткая независимость Ичкерии? Грабежи сопредельных территорий, похищения людей, бешеные потоки наркотиков, бандитские вылазки, теракты… Поделите длину границы с Казахстаном на длину границы с Чечней и считайте, что примерно во столько раз будет хуже в случае победы зеленой революции в Средней Азии.
Нацпаты, не испытывающие ни жалости, ни сострадания к бывшим гражданам СССР, призывают очистить Россию от «черных». Вся эта националистическая сволочь – фашня из РОНСа, НДПР, ДПНИ, националисты из патриотических и «коммунистических» организаций – все эти мерзавцы, сами того не понимая, хотят устроить зеленую революцию в Средней Азии с последующим уничтожением местного многомиллионного русскоязычного населения и возникновением на южных рубежах страны второй МегаИчкерии. Да, мерзавцы, а как еще называть людей, которые, постоянно лобызая иконку, не соблюдают главную заповедь Христа – «возлюби ближнего своего» (а разве житель Средней Азии не человек, не ближний?); которые, гордясь тем, что они русские, плюют на судьбу своих соплеменников, прозябающих в странах СНГ (будто бы непонятно, как скажется «жесткая» миграционная политика на тамошних русских)?
Не гнать мигрантов надо, а наоборот, призывать их в Россию. Они – бывшие и будущие граждане СССР, поэтому имеют право жить в любой точке Советского Союза, где пожелают. Пусть работают на стройках, метут дворы, торгуют фруктами на рынках (не такие уж и великие доходы им эти фрукты дают). Чем больше связей будет с нашими братьями из стран СНГ, тем легче будет восстановить Советский Союз. А что касается этнических мафий – то разве русская ОПГ чем-то лучше нацменской? Не кажется ли более логичным бороться со всей преступностью, без ее разделения по национальному признаку?
Михаил Рейнов