Олег Булаев
3 января будущего года знаменует собой десятилетие одного из наиболее амбициозных проектов современного «цифрового капитализма» – криптовалюты Биткоин. Десять лет назад, незадолго до этой даты, Сатоши Накамото (условное имя основателя Биткойна) подробно описал в «установочном» документе, как будет действовать Биткойн и зачем он нужен. Тенденции последнего года недвусмысленно демонстрируют ошибочность большинства прогнозов, выдвинутых им в том документе.
Свой юбилей криптовалюта встречает на фоне систематического падения собственной рыночной цены на протяжении всего последнего года.
Вопреки ожиданиям своего основателя, Биткоин так и не смог стать самостоятельной валютой (хотя и приобрел определенные черты таковой). Биткойн стал обыкновенным не содержащим реальной стоимости активом, которым можно торговать как акцией на фондовой бирже. Да, у него есть цена, но за ней нет реального стоимостного содержания – как у биржевой акции. Он просто существует как нечто колеблющееся в цене. Эти ценовые колебания основаны исключительно на совокупности множества субъективных внешних восприятий предмета торга. Фактически, его стоимость может быть измерена только в какой-либо конкретной национальной валюте, что нивелирует всякую возможность для разговора о его самостоятельной ценности.
Вторая коренная ошибка основателя криптовалюты – она никогда не представляла угрозы для доллара США или какой-либо иной национальной валюты, вопреки ожиданиям либертарианцев. Они утверждали, что ее нерегулируемость и неподконтрольность государству позволит ей потеснить доллар США в качестве средства обмена и платежа на мировом рынке. Оптимизм доходил до того, что некоторые предсказывали грядущую смерть регулируемых национальных валют. Эта идея была полнейшим бредом с самого начала. Доллар США является доминирующей валютой именно потому, что за ним стоит власть правительства США, его международный авторитет и глобальный вес американской экономики. Внутри страны это законное платежное средство, обязательное для внутреннего обращения товаров и услуг согласно федеральному законодательству. На международной арене доллар действует в качестве мировой резервной валюты. Биткойн, как указано выше, остается в лучшем случае одним из спекулятивных биржевых активов.
Последним гвоздем в крышку гроба Биткойна является присущая ему крайняя нестабильность курса. Современные валюты подлежат государственной регуляции в силу хаотичности рынков (чреватой политическими рисками). Дело в том, что капитализм не работает по той логике, что рисуют себе в голове рыночные фундаменталисты, ожидающие что дерегуляция автоматически даст наиболее оптимальный экономический результат. Весь смысл Биткойна состоял в том, чтобы избежать государственного регулирования, потому что оно якобы изначально «плохое» (причем, в случае с либертарианскими представлениями об экономике, это слово имеет именно этический окрас, что вызывает смех у всякого серьезного экономиста). Именно отсутствие регулирования ведет Биткойн к краху. На сегодняшний день уже многие прежние энтузиасты данной криптовалюты начали понимать, что вложились в нечто крайне напоминающее финансовую пирамиду.
Не будем отдельно касаться иных объективных предпосылок для упадка Биткоина, связанных с технологическими ограничениями и областью реального сектора экономики.
Важнее, будучи диалектиками, вскрыть в явлении его прогрессивные элементы. В случае с Биткойном таким прогрессивным элементом является технология блокчейн, которая содержит колоссальный потенциал для применения в области автоматизации процессов хозяйственного учета, администрирования. Она, будучи модифицированной и усовершенствованной, могла бы выступать как великолепное средство оптимизации производственного планирования, статистического учета и организации обращения материальных благ в условиях социалистической экономики.
Итак, подобно тому как внутри капитализма как глобальной системы неизбежным и необходимым образом вызревают элементы будущего общества, так и сугубо буржуазная, на первый взгляд, инициатива с Биткойном содержит внутри себя технологию, которая потенциально может сыграть крайне прогрессивную роль в условиях революционного преобразования общественных отношений.
Автор: Олег Булаев