Кризис высшего образования в Беларуси констатируют давно. Честно говоря, в кризисном состоянии находится вся образовательная система страны: отсутствие должной педагогической подготовки кадров и достойного уровня оплаты труда, бюрократизация, неэффективность устаревших структур на всех образовательных этапах. Но в статье будет затронута проблема именно высшего образования как важнейшего звена, формирующего социопрофессиональный состав общества, обуславливающего ситуацию на рынке труда и интеллектуальную состоятельность населения страны.
С каждым годом результаты централизованного тестирования обнадеживают все меньше: средние показатели баллов, которые набирают абитуриенты, невелики, особенно по таким предметам как физика и математика, кроме того, на сомнительный уровень квалификации выпускников белорусских ВУЗов нередко жалуются работодатели.
Самое престижное высшее учебное заведение Республики Беларусь – это Белорусский государственный университет. В государственные высшие учебные заведения можно поступить как на бюджет, так и на платное отделение. Однако, большинство абитуриентов стремится поступить на платное – это не требует значительных интеллектуальных усилий, да и непосредственно ВУЗам это по понятным причинам выгодно. Белорусский государственный университет занимает 673-е место в Мировом вебометрическом рейтинге университетов.
Но, как уже было сказано выше, результаты ЦТ в текущем 2014-ом году и результаты предыдущих вступительных испытаний показывают крайне негативную тенденцию относительно качества высшего образования.
Многие специалисты в сфере высшего образования утверждают, что белорусские ВУЗы не соответствуют высокому званию университета и нуждаются в коренных изменениях, в первую очередь в «либерализации и ресоветизации». Тем временем, в сферу образования в Беларуси «уходит» до 5% ВВП, в том числе и на разнообразные «нововведения» и однобокие, несвоевременные реформы, а положительной динамики все не наблюдается.
Вернемся к экономической стороне вопроса: с октября 2012 года стоимость обучения в БГУ выросла более чем в два раза, а в августе 2014 года – на 19,9 %. Таким образом, средняя стоимость высшего образования в БГУ сегодня составляет 1806 долларов США. В то время как средняя зарплата белорусов – 500 долларов. Дороговизна повышает значимость наличия диплома о высшем образовании как атрибута, указывающего на социальный статус, представляет непосредственно знания как не слишком важный содержательный компонент. Следствие этого – отчуждение учащихся, которое формируется в образовательном процессе. Указывая на недостатки платного высшего образования, гибкого к недостаточно высокому уровню способностей студентов, аналитики указывают на серьезный интеллектуальный кризис.
Достаточно странно в информационном пространстве социально ориентированного государства, коим по уверениям официального агитпропа является Республика Беларусь, звучат заявления государственных лиц о том, что стране нужны рабочие, а не люди с высшим образованием. Подобное отношение «власть имущих» подчеркивает утилитарный характер образования в целом, его тотальную экономическую обусловленность. В таком контексте неудивительным становится отсутствие таких важных социальных эффектов высшего образования как вертикальная социальная мобильность, общественная полезность студенческих инициатив и приобретение учащимися социального капитала.
Нет ничего странного в том, что студенты рассматривают плагиат и «заказные» работы явление здоровое и естественное, а университет – как место по определению унылое и малопривлекательное, плацдарм для академической дрессировки с одной стороны, и для демонстрации социального статуса – с другой. Некоторые студенты открыто говорят, что не видят карьерных перспектив по окончанию ВУЗа. Во многом это позиция безвольного «слушателя», считающего, что будущее рабочее место он «оплатил», а инициатива и живой интерес к своей профессиональной сфере с высшим образованием имеют мало общего. Но такое отношение воспитывается в первую очередь образовательной системой и информационной средой, которые ранжируют высшие учебные заведения по устаревшему принципу бюрократичной «престижности», а не по качеству преподавания.
Некоторые белорусские философы утверждают, что университета как такового в Беларуси нет: никакой автономии не предоставлено, ВУЗы контролируются государством. И это, как считает преподаватель БГУ, разделяющий данную точку зрения, фрустрирует образовательный процесс.
Между тем, отчуждение в студенческой среде – тема не новая. В XX-ом веке на этот счет писал Э.Фромм. Мыслитель интерпретировал эту проблему, используя свою популярную дихотомию бытия и обладания: «студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен. Содержание лекции не становится, однако, частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее. Вместо этого такие студенты все услышанное в лекции просто фиксируют в виде записей отдельных мыслей или теорий в своих конспектах и сохраняют их. Между студентами и содержанием лекций так и не устанавливается никакой связи, они остаются чуждыми друг другу, разве что каждый из студентов становится обладателем некой коллекции чужих высказываний (сформулированных лектором или заимствованных им из какого-то другого источника)…»
По мнению Э.Фромма, подобный тип образовательной активности чреват так называемой «интеллектуальной импотенцией», в первую очередь из-за того, что студент будет воспроизводить только то, что ему удалось вызубрить, не демонстрируя способности творчески мыслить и генерировать новое, даже на основе уже выученного материала. Причина – отсутствие интереса и сопутствующее этому отсутствие понимания. Сложно обстоят дела и с самообразованием, и с переподготовкой – подобный тип студента любое принципиально новое знание будет воспринимать негативно, поскольку оно потенциально может разрушить «законсервированные» конструкты старого знания.
Любопытно, подобный тип учащегося, по мнению Фромма, формируется именно в рыночном обществе, потому что его законы ориентируют человека в первую очередь на обладание знанием, а не на знание непосредственно.
Но мыслитель предлагает альтернативу – концептуально иной образовательный процесс, в котором студент выбрал бытие «в качестве основного способа взаимоотношений с миром», с миром знаний в том числе. Студент непосредственно заинтересован в осмыслении той или иной проблемы, которая может быть затронута на лекции или в курсе самоподготовки. В первую очередь, потому что он заинтересован в знании как таковом, он не пассивно созерцает учебный процесс, а слушает и слышит преподавателя, активно реагирует на полученную информацию. То, что студент слышит, стимулирует самостоятельный мыслительный процесс, независимо от академических обязательств, появляются новые вопросы, идеи, перспективы. Информация актуализируется, проецируется на реальность.
Такой студент до лекции отличается от того, кем он был раньше. Но подобный «эффект» во многом зависит от преподавателя, от его способности «раскрыть» материал, указать студенту на актуальность этого материала и подтолкнуть к необходимости самообразования и саморазвития.
Вышеназванные недостатки современной образовательной системы, в частности, в Республике Беларусь, приводят к тому, что наиболее частым «грешком» преподавательского состава становится откровенное равнодушие к образовательному процессу и профессиональная безалаберность. Преподаватели стремятся как можно быстрее отчитать свой лекционный курс, поменьше углубляться в спорные моменты, которые могут вызвать неудобную дискуссию или «неформатный» диалог со студентами. В итоге, учебный процесс становится невнятным формализированным болотом, рассортировывающим кадры в первую очередь по «году выпуска» и набору условных академических рефлексов, а не по уровню приобретенных и понятых знаний, и уж тем более не по реальным способностям в профессиональной сфере.
Очевидно, капиталистические преобразования в мире затронули и сферу образования, сформировали спрос на «экономическую единицу», минимизировав потребность в живом интеллекте и социально значимых инициативах. Итог – в Беларуси образование невыносимо скучное, неоправданно дорогое и, чаще всего, социально бесполезное.
Что ожидает образование в Беларуси дальше? Этот вопрос предстоит решить непосредственно белорусским студентам. Именно студенты должны быть готовы взять на себя такую ответственность, перестать рассчитывать на ситуативное «реформаторство» и лениво просиживать оплаченные государству годы, но ориентировать себя на «бытие в мире знаний». Подобный акцент не нов, но грустное состояние сферы образования заставляет обращаться к данной схеме снова и снова. Одной из альтернатив может стать создание университетской автономии, либо сознание студенческих профсоюзов с максимально четкими программами и активной деятельностью.