Майские указы президента гласят, что зарплаты бюджетников должны повышаться, согласно прилагаемой к этим указам «дорожной карте», вплоть до 2018 г. Эти указы спускаются на голову губернатора. Дальше, по лестнице вниз, мы имеем дело с главой муниципалитета и через Управление культуры оказываемся в кабинете директора школы.
Получается схема «Президент — Губернатор — Глава — Директор», при которой деньги должен предоставить муниципалитет, но так как в бюджете «дырка», то Директор должен изыскать средства на повышение зарплат педагогам сам, путем оказания платных услуг. Областной бюджет с его 32 миллиардами долга — не помощник, а федеральный бюджет сакрален и неприкасаем.
После ряда абсурдных предложений, таких, как, к примеру, перевести 200 детей из общего количества обучающихся в одной школе (500 человек) на платное отделение (самоокупаемость которого начинается от 3500 рублей в месяц) в разгар учебного года и по непонятным критериям аттестации, у Администрации города и области наметились определённые соображения насчёт выхода из непростой ситуации.
Посчитали — прослезились
С апреля зарплаты педагогов допобразования увеличились. Впрочем, разница оказалась незначительной. Педагогам, имеющим большую нагрузку и получающим от 5 до 11 тысяч в месяц, дополнительно накинули 1,5-4 тысячи. При этом, не был проведен перерасчет с января по март.
Даже такие повышения коснулись не всех. Директора большинства школ города отказались производить гарантированные стимулирующие выплаты внешним совместителям, ссылаясь на указание сверху. В профсоюз «Учитель» поступили и продолжают поступать многочисленные жалобы, касательно этой проблемы. Мы считаем, что это дискриминация отдельной группы трудящихся и нарушение как прав человека, так и прав гражданина, закрепленных в статье 22 ТК РФ. В соответствие с ней, работодатель обязан «обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности».
Другие нарушения, по нашим оценкам, касаются так называемых «благотворительных пожертвований», известных в народе как «поборы». Серьезную озабоченность вызывает и способ их вытягивания из родителей. Со слов коллег, на собрании им было объявлено, что те, кто не будут помесячно отчитываться о проделанной работе в этом направлении, будут лишены премий и, возможно, даже уволены.
Но педагог должен учить детей, а все остальное — от лукавого. Также, по нашим сведениям, не все в порядке и в художественной школе. Сейчас мы проверяем эту информацию. По этим и другим проблемам профсоюз «Учитель» собирает документы и обращения граждан с целью обращения в Генпрокуратуру и в суд.
Оптимизация и повышение эффективности
В сопроводительных документах к президентской «дорожной карте» предусмотрено изыскание дополнительных средств (в размере до 1/3) за счёт оптимизации и повышения эффективности. Если смысловая нагрузка слова «оптимизация» более менее ясна и чаще всего подразумевает под собой сокращение, то слово «эффективность», в данном контексте ведёт к банальному зарабатыванию денег.
И не надо мечтать, что речь идет о качестве услуги, которую педагоги оказывают населению. Все ваши достижения: категории, лауреатства, бурная концертная деятельность, вскормленные народные таланты — это, безусловно, важно для нас и школы, но когда речь идет о деньгах, то уж извиняйте, тут вступают в силу законы рыночной экономики.
Обсуждаются и возможные варианты действий со стороны городской администрации. Во-первых, это сокращение совместителей. Оклад при этом продолжает оставаться в размере 4400 рублей, будучи гарантированной частью оплаты труда. После увольнения совместителей их нагрузку в перспективе раздаётся основным работникам и доводится таким образом до 2,5-3 ставок. Со стажевыми доплатами будет что-то около 15 тысяч рублей.
Может, стимулирующими надбавками и до 20800 доберут. Но качество при этом явно снизится, да и трудовая инспекция не должна закрывать глаза на подобные вещи, всё-таки в три раза будет превышаться норма. А как член профсоюза и гражданин я заявляю, что этот вариант ведёт к рабскому труду при увеличении выработки при уменьшении стоимости!
Немаловажно, что далеко не каждый педагог захочет себе такую нагрузку. Я понимаю, если бы за это платили 50-70 тысяч рублей, как в некоторых регионах РФ (к примеру, в Красноярске), но ведь об этом речи не идёт. Сомнительной мне кажется эта затея и потому, что у совместителей нагрузка тоже зачастую превышает 1-1,5 ставки. Есть прецеденты, когда целое отделение представляют собой одни совместители. Почему не идут в основу? Потому что они концертирующие музыканты и зачастую их приходится упрашивать прийти работать в школу за вышеупомянутый оклад.
Второй путь оптимизации это сокращение пенсионеров. Ситуация идентична с сокращением совместителей, только при ней образование теряет ещё и опытных педагогов.
Третьим вариантов было предложено оставить две музыкальных школы на город из шести имеющихся. То есть, сразу на две трети. Но такие решения непопулярны в народе, и, как следствие, может обостриться социальная напряжённость. Педагоги уже выходили на митинги, а если ещё и родители с гражданскими активистами подтянутся, то пятью сотнями человек число участников не ограничится. Плюс к этому, сейчас в России объявлен год культуры, но, что характерно, дети «за бортом» оказались. А ведь по «дорожной карте» вместе с зарплатами учителей должен увеличиваться и контингент обучающихся. Неувязочка выходит.
Есть и другой вариант, похожий на предыдущий, но не столь радикальный — укрупнение. В этом случае можно объединить школы, как собирались в Череповце, и вместо шести получить, к примеру, три. В итоге произойдёт сокращение административного аппарата школ: останется один директор вместо трёх, меньше потребуется бухгалтеров, секретарей и т.п. По идее, это высвобождает, если считать совсем оптимистично, не более 2-3 миллионов рублей в год. Но это не решит проблем даже одной школы, но, совершенно определённо, добавит их. По-моему, мелковато и неэффективно, хотя истерия местных СМИ по поводу зарплат директоров и бухгалтеров заставляет задуматься…
Пятым вариантом является увеличение размеров «добровольных благотворительных пожертвований» со стороны родителей. Здесь не сложно заметить саму абсурдность данной формулировки, но это отдельная тема. В сущности, их предлагают увеличить с 500 до 1500 рублей. Подумали и отказались на время от этой мысли, хотя повышение непременно будет и в некоторых школах уже прошло. Почему отказались? Пожертвование добровольное и если сейчас платят примерно 70% сознательных родителей, то риск потерять их возрастает пропорционально увеличению вносимой суммы.
Неэффективная музыка
Выше было упомянуто, что совместители и пенсионеры зачастую представляют собой целые отделения. И если их сократить, появляется возможность для дискуссии на тему его эффективности в духе «нет штатного преподавателя на отделении». С другой же стороны, отделение может быть малочисленным. Почему? «Наверняка неэффективное», — ответят чиновники, и в силу этих и подобных обстоятельств его вновь придётся оптимизировать.
Может получиться так, что неэффективными станут уже скрипка, домра, баян, флейта. Без них остаются лишь гитара, вокал, фортепиано… Для убедительности ещё количество бюджетных мест можно ограничить на оставшиеся специальности. Примерно по 10 человек бесплатно, остальные — извините, от 3500 рублей в месяц.
А как же быть, если ребенок хочет заниматься именно на том инструменте, который оптимизировали, да и родитель спит и видит его с неэффективным, по мнению чиновников, инструментом в руках? А для вас, уважаемые, будет разработан целый спектр платных услуг, которые выбрать можно будет по желанию. При этом, подмены бесплатного образования на платное не замечаем и о первичной ступени музыкального образования забываем.
Некоторые директора уже в поте лица корпят над составлением расценок платных услуг, пытаясь усидеть на теплом месте, при этом даже не подозревая, что подобными действиями выталкивают из под себя обжитое, или недавно полученное кресло.
Музыкальное, равно как и художественное с хореографическим, образование состоит из 3 ступеней: сперва школа (7-8 лет), затем училище (4 года), и, напоследок, ВУЗ (5 лет). Как бы вас ни уверяли в обратном, поступить в среднее специальное учебное заведение без диплома из детской школы соответствующего направления практически невозможно. Да, бывают крайне редкие случаи, когда в силу гениальности и чрезвычайной одаренности учебное заведение делает скидку, но это касается только отдельных специальностей — к примеру, вокала. Если абитуриент от природы награжден прекрасным голосом, слухом, чувством ритма и музыкальностью, то шанс есть. Но если он пришел поступать на фортепиано или скрипку без определенных навыков, которые должен был охватить в рамках школьного образовательного курса, то шансов у него нет никаких.
Понятно, что не каждый ребенок обладает нужным набором талантов и усидчивостью для того чтобы заниматься искусством профессионально, да и не каждый родитель пожелает своему чаду малооплачиваемую по нынешним меркам в России профессию. Задумалось об этом и государство. Совместно с Минкультуры и Минобразом разработало новые обучающие программы, которые уже с сентября этого года должны вступить в силу.
Согласно уточненному муниципальному заданию, в новом учебном году резко ограничивается количество поступающих на бюджетные места в детские школы искусств Вологды. Прошлогодний набор составлял в среднем 100-140 таких детей на учреждение. Для набора в этом году выделено от 12 до 30 бюджетных мест, что в разы меньше не только предыдущего набора, но и количества выпускников (в среднем по школам — 60-80 человек). Родителям детей, не поступивших на бюджетные места, предложено обучение на платной основе.
Предпрофессиональные и общеразвивающие программы
По сути те программы, по которым мы обучаем детей, сейчас являются преемственными к предпрофессиональным. Количество предметов, а соответственно и часов под них, будет не только гарантированно сохранено, но и увеличено. Это будет обширный курс, позволяющий в максимальном объеме приобрести необходимые навыки для продолжения обучения в колледже. Стоит отметить, что требования к реализации программы очень высоки. Финансирование под данный тип обучающих программ также будет серьезное. Сейчас ещё не решено окончательно, но, вероятно, средства на это будут выделяться из федерального бюджета.
Общеразвивающие же программы будут более доступны для обучающихся. Как любят говорить родители: «Для себя…». Вот тут и требования не высокие и количество обязательных предметов уменьшено. Финансирование под них будет возложено на муниципалитет, а если у ребенка в процессе обучения появится желание освоить ещё какие-то дисциплины, то это можно будет осуществить в рамках платных услуг школы.
Остается ещё и существующий тип программ, правда ненадолго. Те, кто поступали в 2013 году продолжат обучение по ним до завершения курса, то есть ещё 6 лет. С 1-го же сентября этого года набор на данный тип программ осуществляться не будет.
Так зачем же торопиться и изобретать велосипед, если уже с сентября будут введены новые аккредитованные образовательные стандарты в данной сфере? Сейчас идет переходный период и его надо перетерпеть. Предложения же местной власти вызывают серьезную озабоченность не только у педагогов, родителей, деятелей культуры и просто граждан Вологодской области, но и в министерстве культуры, так как правоприменение последнего из предложений весьма сомнительно, в связи с чем встает вопрос об уровне компетентности его инициаторов. Надеюсь, что оно так и останется на уровне мнения, ведь в противном случае его реализация, наряду с затягиванием исполнения «майских указов», может серьезно навредить имиджу самых высокопоставленных должностных лиц региона.
В заключение хочется вернуться к первопричине написания статьи и внести радостную нотку. Деньги на повышение зарплат педагогам дополнительного образования в Вологде все-таки нашлись.