23 марта во Французской Республике прошёл первый тур муниципальных выборов. После прихода к власти социалистов в середине 2012 года эти выборы — первый электоральный тест национального значения для нового левого большинства. Поэтому интерес к французским местным выборам заранее проявили политологи и журналисты из разных уголков Европы.
Предвыборные опросы по большей части показывали, что основная масса французского электората не довольна общим положением дел в стране. Этому есть вполне объективные объяснения. Рейтинг президента Республики Франсуа Олланда и его соратника премьер-министра Жан-Марка Эйро неуклонно снижается, тогда как социальные и экономические проблемы, стоящие перед французским обществом, наоборот, обостряются. Конечно, к счастью, Франции ещё далеко до той ситуации, в которой оказались, скажем, Греция и Португалия. Но избиратели, решившие два года назад порвать с практикой саркозизма, замечают, что к лучшему на поверку мало что изменилось. Продолжает расти кривая безработицы, социалисты и их союзники в Совете Министров всё время изыскивают средства как бы сократить те или иные общественные расходы, покупательная способность большинства домохозяйств находится в застойном состоянии, система социальной безопасности по-прежнему страдает от высокого уровня дефицита.
Опросы общественного мнения накануне 2014 года показывали, что подавляющее большинство французов просто не верили в то, что страна выбирается из кризиса, и материальное положение их семей будет улучшаться.
Все эти соцопросы также однозначно говорили о том, что большая часть французских граждан не считает экономическую политику исполнительной власти ни успешной, ни эффективной. Правый электорат так и не воодушевился социал-либеральным курсом нынешнего кабинета, тогда как немалая часть левых избирателей посчитала, что на деле социалисты отказались проводить амбициозную социальную политику.
Что могло спасти социалистов от жесткого поражения? Прежде всего, три вещи. Во-первых, то, что избиратели если и доверяют сегодня во Франции хоть какому-то эшелону власти, так это, прежде всего, власти местной — мэрам и муниципальным советникам. До 70% избирателей в ходе опросов общественного мнения указывали, что при голосовании в первую очередь будут руководствоваться «местными мотивами». А на сегодня в руках Социалистической партии (СП) находятся 54% городов, где проживают свыше 10 тысяч человек, включая 17 из 20 самых многочисленных городов Франции. И вот в этом конкретном случае местный фактор работал всё-таки на левых. Во-вторых, дифференциация правой оппозиции. Далеко не везде основная парламентская оппозиционная сила — правоцентристский Союз за народное движение (СНД) смог объединиться с центристами. Кроме того, те и другие в ходе электоральной кампании ощущали мощную конкуренцию со стороны крайне правого Национального фронта (НФ). Ну и, в-третьих, руководство СП пыталось сделать повсюду ставку на единство левых сил, призывая уже с первого тура формировать в городах широкие левые коалиции с участием зелёных и коммунистов. Это удалось сделать не везде, но во многих крупных городах, начиная с Парижа, такие общие левые списки в итоге появились.
Сама схематика местных выборов во Франции не проста. Не очень понятно, как адекватно и корректно считать результаты различных политических сил в первом туре. Возьмём для примера вторую по влиянию силу президентского большинства — объединение «Европа Экология – Зелёные» (ЕЭЗ). В 50% случаев экологисты баллотировались в союзе с СП, в 36% — в рамках собственных списков, в остальных случаях — в рамках ситуативных местных коалиций с совершенно разным набором участников, от Левого фронта (ЛФ) до центристов. Ну и как тут правильно подсчитать? Тем не менее, в целом прогнозы аналитиков «не подкачали»: президентский лагерь проиграл первый тур выборов.
Впервые за многие годы левые в первом туре муниципальных выборов не смогли победить ни в одном (!) городе, который бы до голосования управлялся правым лагерем. В целом по стране левые силы (СП, ЕЭЗ, ЛФ) получили меньше, чем их соперники из правого лагеря. Социологи считают, что большая часть избирателей-абсентеистов (а таковых — и это рекорд для местных выборов во Франции — 23 марта оказалось 35,5% граждан) — это левые избиратели. По-видимому, многие из них так и не смогли простить Олланду и Эйро комплексный план сокращения социальных расходов на 50 млрд. евро.
Ведущая консервативная газета Франции «Лё Фигаро» на следующий понедельник после голосования вышла с броским заголовком: «Муниципальные выборы — строгое неодобрение для Франсуа Олланда». И эти слова в самом деле соответствуют истине. Даже если в большинстве крупных городов левое большинство, скорее всего, сохранится после второго тура выборов (они состоятся 30 марта), социалисты менее чем через неделю рискуют потерять контроль над Амьеном, Анжером, Реймсом, Сент-Этьеном. Преимущество левых над СНД в Париже составило 23 марта всего 1,2% голосов.
Несмотря на раздробленность правой оппозиции, она торжествует. Ни скандал вокруг обнародованных недавно фактов прослушивания Николя Саркози его же бывшим советником, ни явная борьба за лидерство внутри СНД между Жан-Франсуа Копе и Франсуа Вийоном всерьёз не ухудшили рейтинги ведущей правой партии. В большинстве коммун списки СНД, других правых и центристов получили поддержку 44-46% избирателей. Это ставит под сомнение заявление многих левых политиков о том, что «Франция — левая страна». Правый центр блестяще отстоял свои бастионы (Марсель, Бордо, Ницца) и, кроме того, как я уже отмечал, имеет шансы подвинуть левых в ряде крупных городов после второго тура муниципальных выборов.
Триумфатором чувствует себя после 23 марта и ведущая крайне правая партия Франции — Национальный фронт (НФ). Уже в первом туре националисты получили 472 муниципальных мандата и сумели выйти во второй тур в 315 муниципалитетах. Обозреватели подчёркивают, что поправение французского общества происходит быстрыми темами, а лидер НФ Марин Лё Пен предрекает: «Это только начало».
Любопытно, что символом муниципального успеха НФ стал депрессивный городок Энен-Бёмон, в прошлом бастион соцпартии. На парламентских выборах в 2012 году М. Лё Пен совсем немного уступила в мажоритарном округе в этом городе своему оппоненту из СП, а теперь вот её коллега по партии уже в первом утре одержал в Энен-Бёмоне победу.
Однако именно электоральный прорыв НФ снижает мощность «синей волны» правых. Дело в том, что сложная система выборов во Франции разрешает поддержание во втором туре муниципальных, региональных и парламентских выборов любого кандидата (список), получившего в первом туре 12,5% голосов и более. Лё Пен уже заявила: «Общим правилом для Национального фронта будет поддержание своих кандидатов во втором туре». А это значит, что в многочисленных случаях электоральных «треугольников» и даже «четырёхугольников» 30 марта различные правые списки будут друг другу мешать, чем в итоге могут воспользоваться соцпартия и её союзники. «Республиканская дисциплина» у левых сбоя не даст, и везде, где это возможно, левые и экологисты объединят свои силы за остающиеся до второго тура дни.
Более того, лидеры СП уже дали понять, что в тех муниципалитетах, где у левых нет шансов на победу, они готовы вообще отказаться от участия во втором туре. Член руководства СП, рупор Совета Министров Нажа Валло-Белькасем уже заявила: «Позиция СП ясна: мы сделаем всё, чтобы воспрепятствовать кандидату НФ победить в каком бы то ни было муниципалитете». Однако этот призыв в пользу т.н. республиканского фронта, похоже, остался без ответа в правоцентристском лагере. Генеральный секретарь СНД Ж.-Ф. Копе ответил так: «Мы не будем создавать альянса ни с НФ, ни с социалистами, которые делают альянс с Левым фронтом».
Разумеется, говорить об общих итогах муниципальных выборов до 30 марта рановато. Но генеральная тенденция, как говорится, налицо. Ожидаемое поражение левых, выразившееся в потере голосов, муниципальных советников и, скорее всего, энного числа муниципалитетов в пользу правой оппозиции, произошло. И если «муниципальный социализм» во Французской Республике всё-таки устоит под воздействием «синей волны», то этому социалисты будут обязаны, прежде всего, причудливой системе выборов и жесткой конкуренции между СНД, центристами и НФ за избирателя.
Но результаты голосования 23 марта являются очень сильным предостережением для социалистического руководства. Если прежняя социал-либеральная политика продолжится, социалистам в дальнейшем придётся ещё тяжелее. Депутат от СП, представляющий левое крыло партии, Лоран Бомель сразу после известия о результатах первого тура заявил: «Президент должен считаться с народными и средними слоями, которые требуют большей покупательной способности и защиты». Но президент Олланд, похоже, не думает отказываться от прежней линии во внутренней политике. Рупор СП сенатор Давид Ассулин в разговоре с автором этих строк подчеркнул, что сегодня гипотеза министерских перестановок выходит на первый план.
Ну, это в духе французских политиков: после неудачи правящих партий на выборах глава государства приступает к «ремонту» Совета Министров. Так всё время действовал Франсуа Миттеран. После поражения левых на муниципальных выборах весной 1983 года он произвёл значительные перестановки в правительстве. Это не помогло, и после поражения СП на европейских выборах летом 1984 года в отставку отправили уже премьер-министра. Схема известна, но… на сей раз у Олланда времени гораздо меньше: вероятное поражение соцпартии на выборах в Европарламент совсем не за горами — всего через два месяца…