В конце марта в Тунисе проходит очередной Всемирный социальный форум. Страна, первой вставшая на путь «Арабской весны», по-прежнему привлекает взоры левых и альтерглобалистов, хотя восхищение 2011 года постепенно сменяется разочарованием и скепсисом. Ведь после всеобщих выборов в в октябре 2011 г. в Конституционное собрание ведущие позиции в тунисском правительстве заняли исламисты из партии «Ан-Нахда» («Возрождение»), представляющий тунисский аналог «Братьев-мусульман». Даже если было сформировано коалиционное правительство, включившее две светские умеренные левые силы – партию Конгресс Республики и социал-демократический Демократический форум за труд и свободы, было понятно, что этот «левоцентристский довесок» вряд ли окажет серьёзное влияние на формирование государственной политики.
Дальнейшее развитие событий лишь подтвердило самые пессимистические представления. Исламисты, получив на выборах 2011 г., 37% голосов, далеко опередили все остальные списки, обзавелись самой крупной парламентской фракцией, не получив большинства мандатов. Борьба за гегемонию в обществе и после выборов продолжилась в очень острой форме. «Возрожденцы» сделали ставку на проталкивание в проект новой Конституции как можно большего числа «религиозных инициатив». Одновременно, они показали себя нетерпимыми в отношении специфических прав женщин, студенчества, профсоюзов и неправительственных социальных организаций. Имели место несколько попыток открытых нападений косвенно поддержанных «возрожденцами» салафитов на офисы крупнейшего в Тунисе профцентра – Всеобщего тунисского объединения труда (ВТОТ). Многие левые и синдикальные активисты в последние месяцы подверглись произвольному задержанию, регулярно получали угрозы. В конце 2012 г. – начале 2013 гг. были зафиксиованы столкновения левых активистов с «милиционерами» «Ан-Нахды», равно как с салафитами и джихадистами. В Тунисе имеются случаи открытых политических убийств светских оппозиционеров.
Самое известное постреволюционное преступление было совершено в начале февраля текущего года, когда террористом-салафитом был убит один из лидеров левой светской оппозиции, Генеральный секретарь Объединённой партии патриотов-демократов Шокри Белаид. Это преступление всколыхнуло народные массы, по всей стране спонтанно прошли антиисламистские манифестации, в ходе которых оппозиционеры подожгли несколько провинциальных штаб-квартир правящей партии. «Ан-Нахда» была вынуждена пойти на «переформатирование» правящей коалиции, сократив число министров-исламистов и введя на ключевые должности независимых министров-технократов. Тем не менее, именно «возрожденцы» продолжают и в новом коалиционном кабинете играть роль «первой скрипки».
Судя по всему, как и в Египте, тунисские исламисты сохраняют большое влияние в обществе, особенно среди малограмотной части аграрного населения. Ореол главных жертв прежнего автократического и коррумпированного режима Бен Али (сами «возрожденцы» постоянно говорят о 50 тысячах узниках, томившихся из-за своих взглядов в тюрьмах режима) всё ещё сильно влияет на общественное мнение. Но если судить беспристрастно с точки зрения эффективности деятельности правительства, в котором доминируют исламисты, вряд ли правомерно говорить о радужных перспективах для тунисского общества.
Буквально за несколько недель до своей гибели Шокри Белаид заявил: «Социально-экономическая и политическая ситуация является удушающей. Имеется единодушие в отношении диагноза. Ответственность лежит на правительстве «Ан-Нахды», которая отказалась от обещаний, сделанных в период предвыборной кампании. Оно завело страну в темный туннель». Вполне вероятно, что убийство известно левого политика была следствием его бескомпромиссной позиции в отношении исполнительной власти. Но далеко не только светским левым кругам есть за что упрекать действующую коалиционную власть.
До сих по так и не разработан в окончательном варианте проект новой демократической Конституции. У оппозиции есть серьёзные претензии к власти в том, что касается развития судебной системы и внешнеполитической ориентации Туниса, ориентированной одновременно на богатые страны Персидского залива и на ЕС. Деградируют социальные и экономические показатели. Один из лидеров левой оппозиции Джилани Хамами подчёркивает, что «такие индикаторы, как производство, цены, внешняя торговля, внушают беспокойство». Внешний торговый баланс Туниса за «революционный период» стал ещё более дефицитным. Уровень инфляции составляет 5,5-6:% в год. Растёт дефицит госбюджета, показатель которого при авторитарном режиме Бен Али был лучше. Исламисты в период избирательной кампании обещали создать около 500 тысяч новых рабочих мест, в то время как безработица продолжает расти и к началу 2013 г. она составляла выше 700 тысяч человек. «Внутренне регионы», то есть территории, отдалённые от Средиземноморья, по-прежнему развиваются с трудом; около 20% тунисцев живут за порогом бедности. Объективно внутренняя политика действующего кабинета является не просто консервативной, но и на редкость малоэффективной
В условиях, когда две ведущие левоцентристские парламентские силы откровенно скомпрометированы сотрудничеством с правоклерикальными «возрожденцами», в Тунисе в 2012 г. возникло два светских оппозиционных полюса. Один из них является скорее центристским, ориентированным на социал-либеральные ценности и объединяющим, главным образом, партии и и движения, имевшие так или иначе отношение к обанкротившемуся в 2011 г. режиму распущенной «партии-государства» — Демократического конституционного объединения.
А вот леворадикальная оппозиция, несмотря на идеологическое многообразие, сумела встать над доктринальными противоречиями. В августе 2012 г. было подписано соглашение о создании общей левой оппозиционной коалиции – Народного фронта за реализацию целей революции (НФ). Основным рупором фронта стал Джилианаи Хамами, известный в стране борец против свергнутого режима Бен Али, в прошлом лидер Коммунистической рабочей партии, сыне трансформировавшейся в Партию трудящихся. Помимо этой партии, принадлежащей к «марксистско-ленинской» традиции, в НФ вошли двенадцать других левых и крайне-левых партий, которые можно охарактеризовать как коммунистические, троцкистские, левосоциалистические, марксистские, баасистские и леводемократические. Если в Конституционном собрании представительство у радикально-левых сил можно назвать достаточно скромным, то в социальном движении, включая ВТОТ, Народный фронт представлен весьма сильно.
В прошлом году партии-члены фронта выработали также Проект Политической хартии, в которой подтверждается оппозиционная стратегия НФ по отношению к происламистскому правительству. «Ан-Нахда» подвергается систематической критике со стороны левой оппозиции за свои многочисленные попытки установить клерикальную диктатуру и навязать тунисцам исламизацию в социальной, культурной, образовательной сферах. Также НФ выражает своё несогласие с экономической политикой действующего правительства, которая, по мнению тунисских левых, направлена на продолжение и углубление процессов приватизации в интересах государственной бюрократии и буржуазии. Власти подвергаются также критике за деградацию социальной сферы, ухудшение функционирования коммунальных и общественных служб.
В 2013 г. в Тунисе предстоят всеобщие выборы и поэтому Политическая хартия НФ была бы неполной, если бы тунисские левые не выступили бы и с конкретными инициативами по пересмотру политики нынешних властей в разных сферах. Так, в политической области НФ предлагает основывать государственное устройство на принципе суверенитета народа, что подразумевает избрание всех уровне власти, включая местный и региональный; строго следовать принципу разделения властей; обеспечить независимость судебной власти; повысить уровень общественных и индивидуальных свобод; обеспечить полное равенство мужчин и женщин; установить твёрдые правила свободы совести и разделения политики и религии. НФ призывает также изменить внешнюю политику Туниса, сделать её более национальной и независимой, «покоящейся на поддержке национального освобождения в Палестине, Ираке и Ливане, так же как на поддержке всех национально-освободительных движений».
В сфере социально-экономической политики Народный фронт предлагает провести по пунктам ревизию международных соглашений, наносящих вред национальным интересам; осуществить национализацию стратегических секторов экономики, одновременно обеспечив демократические и транспарентное управление ими; активно развивать национальную промышленность; установить более справедливую налоговую систему; приступить к решительной аграрной реформе в интересах беднейшей части крестьянства; гарантировать реальные социальные права гражданам, включая право на достойный труд и жильё, бесплатное и качественное общественное образование и бесплатную медицину; повысить государственные пенсии и и пособия по возрасту.
Итак, как видим, программа Народного фронта за реализацию целей революции является достаточно радикальной и последовательной. В современном Тунисе имеется политическое пространство для подлинно антикапиталистических сил, нуждающихся в глубокой интернациональной солидарности. Ведь они далеко не в равных условиях ведут борьбу с консервативно-клерикальными силами. И борьба эта, как видим, идёт не на жизнь, а на смерть…