35% россиян испытывают недовольство и выражают готовность принять участие в акциях протеста, согласно данным сентябрьского опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение». Правда, социологи из официозного ВЦИОМ утверждают, что число россиян, верящих в возможность протестных акций, за последние полгода сократилось с 33% до 25-26%. Но и 25% – цифра немаленькая. Это четверть населения огромной страны. Напомним, что в 1917 году революцию в России совершил рабочий класс, который составлял всего 5% населения страны. Так что 25% – это очень много.
Первые месяцы осени весьма показательны для анализа протестного потенциала России, поскольку именно в сентябре и октябре люди, выйдя из состояния летней расслабленности и дремоты, еще не успевают впасть в зимнюю спячку. А эта осень показательна вдвойне, так как на эти месяцы выпал разгар предвыборной кампании, когда население («электорат») вольно или невольно заражается политикой благодаря СМИ и уличной деятельности участников предвыборного процесса и его противников.
Только вот ни процент опросов, ни «бодрость осеннего утра» никак не находят отражения в реальной политической активности населения нашей страны. Все довольно буднично и уныло. Как всегда.
Канализаторы
Что сразу бросается в глаза, так это рост числа акций, выдержанных в предвыборном режиме. ЛДПР проводит акции с требованием легализовать гладкоствольное оружие.
Люди, нанятые «Единой Россией», проводят пикеты у офисов «Справедливой России» и т.д. «Справедливая Россия» в сентябре в провела в разных городах акции в рамках кампании «Армия против Сердюкова» (против министра обороны Анатолия Сердюкова).
Что касается «партии власти», то она предпочитает работать руками «хунвейбинов». Так, в Твери у здания местной администрации регулярно барабанят активисты молодежного движения «Сталь» в знак протеста против того, что в городе с апреля нет горячей воды. Их даже задерживает милиция.
Однако не следует спешить, зачисляя «сталеваров» (как они себя называют) в оппозиционеры. Движение «Сталь» – это запасной отряд прокремлевского движения «Наши». Начиная с 2007 года, его представители проходят курс политической подготовки в лагере на Селегере, где летом 2010 года малолетние активистки «Стали», обвязанные стальными цепями, снялись в весьма откровенной фотосессии.
Не отстают от них и «Местные», которые теперь величают себя «движением политических экологов». 21 сентября они устроили пикет около офиса компании LG Electronics в Москве, требуя выведения ядовитого производства с территории завода в деревне Шелковка Рузского района Московской области.
«Молодая гвардия Единой России» постоянно проводит акции против повышения цен на ГСМ и собственно бензин. Так, 27 сентября провели в Москве серию пикетов на эту тему. Они скандировали лозунги и били по канистрам у офисов крупных нефтяных компаний. «Сегодня по всей стране активисты общественного движения "Молодая гвардия" проводили акции и пикеты против роста цен на бензин. В Москве такие акции прошли напротив пяти крупных нефтяных компаний: ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, Роснефть, "Газпромнефть" и "ТАТнефть"», – сообщил «Русской службе новостей» руководитель московского штаба молодежного движения Евгений Грачев.
По словам Грачева, активисты требовали ограничить рост нефти на бензин и снизить их на 20-30%: «А самое главное – зафиксировать цены на бензин, а не играть с автолюбителями в "кошки мышки", то повышая на рубль, то снижая». Очевидно, что перед «хунвейбинами» поставлена задача вытеснить настоящих оппозиционеров из наиболее взрывоопасных областей – ЖКХ и цены на топливо. Или довести протест по острым, важным проблемам до абсурда.
Правда, по поводу повышения цен на топливо не протестовали в сентябре и начале октября только ленивы. Наиболее активна на этом поприще была ЛДПР. Так, в дни Всероссийской акции протеста против роста цен на ГСМ (10-20 сентября) активисты этой партии проехались по центральным улицам Нижнего Тагила на запряженной лошадью телеге с призывами «Машина не лошадь, без бензина не поедет!». Почти всех городах страны – от Калининграда до Владивостока – прошли автопробеги против роста цен на бензин. А в Екатеринбурге транспортники запускали в воздух черные шары. «SOS мы не живем, мы – выживаем!», «Цены на топливо под контроль государства!», «Монополистам прибыль, автомобилистам – нищета». Причем это были не автолюбители, как в других городах, а представители автотранспортных предприятий Свердловской и Челябинской областей. Всего на акцию их собралось 250 человек.
Идет борьба рабочая
В сентябре и первой половине октября произошла небольшая активизация рабочей борьбы. 22 сентября на Пушкинской площади Москвы прошел митинг, организованный рабочими и инженерами московского авиамоторного завода «Салют». Собравшиеся, а также пришедшие поддержать их активисты Революционной Рабочей Партии, Движения Общежитий Москвы, Союза коммунаров, КПРФ, Конфедерации революционных анархо-синдикалистов (КРАС), протестовали против готовящегося закрытия уникального предприятия и выселения людей из заводской общаги. Первые сообщения об этом конфликте появились в марте 2011 года. Рабочие недовольно акционированием завода, которые повлекло фактическое его закрытие и выселение рабочих из общежития, где новые «эффективные менеджеры» отключают свет и воду.
13 сентября семеро водителей «БелАЗов» Ярославской горнорудной компании в Приморье объявили администрации предприятия о начале забастовки. «Водители выходят на рабочие места, но отказываются выезжать на объект из-за того, что их грузовики неисправны. Это так называемая "итальянская" забастовки, когда рабочие выполняют все работы строго по инструкции», – сообщил в четверг агентству «Интерфакс – Дальний Восток» представитель Федерации профсоюзов Приморского края (ФППК) Маргарита Усова. Она отметила, что рабочие требуют от руководства устранения технических неисправностей автомобилей.
«У нас люди, рискуя собственной жизнью, выезжают в карьер на машинах с существенными неисправностями, при которых запрещена их эксплуатация – с неисправными тормозами, порезанными шинами… "БелАЗ" – это махина около пяти метров высотой и весом семьдесят тонн с грузом. Если он выйдет из-под контроля, возможны серьезные последствия. А наши люди пытаются из этих машин выжать максимум… Система оплаты у водителей "БелАЗа" – сдельно-премиальная. Водители зарабатывают по двенадцать тысяч рублей. Всего! Чтобы заработать больше, нужно выполнить и перевыполнить норму. А выполнять норму на таких машинах – это самоубийство», – говорит председатель профсоюза «ЯГРК» Валерий Онисенков.
По его утверждению, работодатель сначала стал угрожать протестующим водителям увольнением и «другими нехорошими вещами». Но когда все водительские смены поддержали протест, стало ясно, что угрозами ничего добиться нельзя. В тот же день рабочим был предложен мир, подкрепленный обещанием не подвергать «итальянцев» репрессиям. Кроме того, руководство даже выразило готовность заплатить водителям за время вынужденного простоя две трети от среднего заработка. Премиальные и другие положенные выплаты остаются за рабочими.
Однако 20 сентября стало ясно, что мирная акция протеста так просто с рук водителям не сойдет. Председателю профкома ЯГРК Валерию Онисенкову вручили повестку в прокуратуру на 21 число. Причем на то же самое время, на которое назначены переговоры с руководством предприятия по коллективному договору. Предпрофкома предполагает, что руководство использует возможность обвинить его в срыве переговоров.
«В связи с поступившей в районную прокуратуру информацией о проведении на территории ООО "Ярославская горно-рудная компания" массового мероприятия, в связи с поручением прокуратуры Приморского края требую явиться к помощнику прокурора для решения вопроса о привлечении Вас к административной ответственности», – вот выдержка из повестки. Привлечь Онисенкова собираются за «нарушение установленного порядка организации массового мероприятия».
Формулировка интересна тем, что «итальянская забастовка», по сути, не является «массовым мероприятием»: люди находятся на своих рабочих местах и выполняют все инструкции в строгом соответствии с законом.
«Может быть, мне решили погрозить пальцем, поставить на место, запугать, – говорит Онисенков. – Это ведь не в первый раз. Мы не намерены молчать, когда нас притесняют. И кто только не занимался раньше нашей профсоюзной организацией! Нас даже "разрабатывал" отдел по борьбе с экстремизмом при УВД Приморского края. Моим родственникам поступали звонки с просьбами убедить меня поменять сферу деятельности… Сейчас работодатель назначил мне на 10 утра 21 сентября встречу по коллективному договору, и в то же самое время от меня требуют явиться в прокуратуру. Как бы это не было специально, чтобы обвинить председателя профкома в срыве переговоров… Надо понимать, с кем мы имеем дело. Если прокуратура привлечет меня к ответственности, я обжалую это решение. Меня удивляет, что прокуратура, вместо того чтобы организовать проверку техники на предмет соответствия установленным нормам, занимается тем, что привлекает профсоюз к ответственности за то, что люди борются за свои права».
22 сентября в акции протеста против нового графика работы на автомобильном заводе General Motors в Ленобласти приняли участие около 100 человек. Реакции руководства пока нет, сообщил корреспонденту «БалтИнфо» руководитель организационного отдела Межрегионального профсоюза работников автопрома Игорь Станкевич. В знак недовольства рабочие повязали красные ленточки. Они протестуют против увеличения рабочего дня до 10 часов и низкой заработной платы. Также их не устраивает качество транспорта развозки. Однако МПРА затем специально выпустил обращение к СМИ не называть эту акцию забастовкой.
Рабочие автопрома в Ленобласти опять митингуют. 27 сентября в Усть-Луге (Ленобласти) прошел митинг рабочих компании "Форесия АДП", недовольных политикой руководства. Рабочие не устраивают низкие зарплаты, а также планы администрации перейти на почасовую оплату труда. В митинге участвовали 120 человек.
А 3 октября сотрудники аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге провели митинг за улучшения условий труда. Митинг не привел к задержке или отмене авиарейсов, поскольку в акции приняли участие только работники наземных служб. «Работники аэропорта, видя, что администрация предприятия не обращает внимания на их проблемы, чтобы быть услышанными перешли к уличной борьбе, – рассказывает корреспондент сайта «Новый смысл». – На 3 октября, в Международный день солидарности независимых профсоюзов, членами профсоюза, в состав которого на данный момент входит примерно 800 работников предприятия, был запланирован митинг около административного здания «Пулково-Скай», Администрация Московского района его согласовала. Но митингу не суждено было состояться. В последний момент администрация Московского района отозвала согласование под предлогом обеспечения безопасности в аэропорту в период прибытия со 2 по 5 октября в Санкт-Петербург официальной делегации федеральной земли Саксония (ФРГ) во главе с премьер-министром земли Станиславом Тиллихом. Представителям профсоюза было предложено провести митинг в парке Авиаторов. Название парка вполне подходит для акций работников аэропорта, только вот находится он в нескольких километрах от их предприятия. Чтобы не митинговать на пустых аллеях, лидеры профсоюза обратились к депутату ЗакСа Сергею Малкову с просьбой провести намеченное мероприятие в форме встречи граждан с депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Ранним октябрьским утром перед Пулково-2 выстроились ряды ОМОНа, ожидающие протестующих работников аэропорта и, видимо, массовых беспорядков. Массовых беспорядков не случилось, а работники, пришедшие к бизнес-центру «Пулково-Скай», не принесли с собой флагов и транспарантов. На встречу с депутатом собралось около 100 человек. Среди них были не только члены профсоюза, но и солидарные с ними организации – Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА) и Центр взаимопомощи рабочих (ЦВР). Собрание открыл Алексей Этманов, лидер профсоюза «Форда» и сопредседатель МПРА, а также кандидат в депутаты Государственной думы от партии «Справедливая Россия». Он рассказал об опыте борьбы рабочих завода «Форд». Участники встречи живо реагировали на выступление рабочего вожака, задавая вопросы о тонкостях трудового законодательства и методах отстаивания своих прав и интересов». Всего на встрече с депутатом присутствовали 30 человек.
Богу богово
Постепенно граждане начинают избавляться от умиления перед возрождением «православной духовности» – слишком уж велики материальные запросы РПЦ. В Рязани уже не первый раз члены Общественного комитета по защите музея-заповедника «Рязанский кремль» протестовали против «рейдерского захвата местной епархией РПЦ» Рязанского кремля. 1 сентября они провели ряд акций, призывая рязанцев не оставаться в стороне от сложившейся ситуации. 9 сентября на улице Соборной состоялась очередная серия одиночных пикетов. Любопытно, что сообщение об этом вскоре исчезло с Новостного портала «Наша Рязань».
24 сентября в Рязани же прошел пикет против строительства храмового комплекса в парке имени Гагарина (Приокский поселок). У ДК «Приокский», расположенного в этом парке, собрались несколько десятков жителей окрестных домов и члены инициировавшего акцию движения «Гражданская оборона». Несколько участников пикета озвучили свою позицию представителям СМИ. Первой выступила рязанка пожилого возраста: «Нельзя совершать такое благое дело, как строительство храма, на таком противостоянии людей». Следующей высказалась молодая девушка: «Мы просим представителей церкви прислушаться к общественному мнению и сделать нам подарок – отдать наш парк … Над нами летают самолеты, рядом железная и автомобильные дороги, и мы просто не вынесем еще одного источника шума, будь то строительство или затем колокола».
Самой разговорчивой оказалась женщина среднего возраста, представившаяся юристом по образованию, проживающей в доме, непосредственно примыкающем к парку. «Гагаринский парк – единственное, что осталось нам в наследство от наших родителей, закладывавших его 50 лет назад. Здесь два жарких лета спасались старики, которые не могли уехать на дачу. Мы очень любим наш парк, это наше спасение, это наше все», – заявила она, отметив: «Существуют два решения Горсовета, фактически запрещающие строительство этого храма. Первое относит парк Гагарина к парковым зонам, второе – устанавливает мораторий на застройку зеленых зон».
30 сентября противники строительства храма в рязанском парке имени Гагарина привели согласованный пикет у здания администрации Рязани. Они стоили с плакатами, на которых было написано: «Нет незаконному строительству» и «Мы не против храмов – мы против вырубки зеленых зон». В итоге была достигнута договоренность о встрече сторонников и противников строительства.
А жители Чоботовской улицы в московском районе Новопеределкино вышли на митинг против возведения в их дворе модульной церкви, которая должна стать одной из 200, одобренной к возведению московскими властями и патриархом всея Руси. Они не хотят приобщаться к духовности ценой уничтожения детской площадки: «А детям куда? Куда подросткам деваться? По подъездам с наркотиками?» – недоумевают местные жители.
Братья меньшие
Однако ни одна акция протеста против социальных проблем не собрала так много людей, как митинг защитников прав животных. Так, 20 сентября жители Москвы протестовали против решения властей о вывозе бездомных собак в Ярославскую область, проведя митинг у здания столичной мэрии. По данным представителя инфоцентра «Спасите животных» Елены Надежкиной, в мероприятии участвовали около полутора тысяч человек. Порядок на митинге обеспечивали около 10 сотрудников полиции.
Тема защиты животных вызывает горячий отклик у людей. Так, в января 2011 года в Петербурге на акцию в защиту бродячих животных пришло 500 человек, а акция антифашистов памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой собрала вдвое меньше.
Итоги
В сентябре-октябре продолжали протестовать обманутые дольщики, экологи оповещали о новых экологических «горячих точках», новосибирские пенсионеры, недовольные отменой льгот на проезд в общественном транспорте (29 сентября, накануне Декады пожилых людей около трехсот пенсионеров Новосибирска вышли на очередной митинг к зданию правительства области с просьбой сделать им подарок – вернуть безлимитный проезд),родители, возмущенные сокращением числа детских садов и родильных домов, феминистки, указывая в частности и на эти факты, заявляли о своем несогласии с новым законопроектом, ограничивающем репродуктивные права женщин.
Иногда, просматривая сообщения о протестной активности в России, можно сделать вывод, что в стране не нашли себе применение множество акторов. Так, 28 сентября студент Аркадий Галочкин, сидя на унитазе на центральной улице Смоленска, требовал увеличить число общественных туалетов в центре города. Вместе с реквизитом его забрала полиция. Видимо, акция Галкина – это русский ответ на акцию украинского девичьего движения FEMEN «Писять хочу»
В России просто все брутальней. И вновь придется повторить: в России протестная активность редко дает о себе знать в тех регионах, где наиболее остро обстоят дела с невыплатами заработной платы или другими социальными проблемами.