Не имея возможности и дальше держать новогоднюю елку под охраной милиции на площади Независимости в Киеве, власть в марте, опасаясь протестного Майдана, устраивает на нем по выходным танцевальные марафоны между областными центрами Украины. Этот танцевальный проект официально назван «Майданс» и транслируется телеканалом «Интер», среди владельцев которого значится глава Службы безопасности Украины Валерий Хорошковский. Из каждого областного центра привозится по команде в 500 человек, набранных на их центральных площадях, и всего запланировано провести 12 таких танцевальных встреч. Так что танцы на Майдане власть планирует до лета.
Опасения власти небезосновательны. 25 марта оппозиция и предприниматели провели в Киеве антиналоговый Автомайдан. Две колоны автомобилей, стартовав 21 марта из Луганска и Львова, двинулись на столицу, символизируя единство Запада и Востока. Пройдя через крупные города и одолев заслоны ГАИ, обе колоны в пятницу 24 марта добрались до Киева, но на Европейскую площадь столицы, – Майдан закрыт из-за танцев, – прорвалось лишь 90 автомобилей, из которых 10 ГАИ оштрафовало за «неправильную» парковку. На заставленной авто Европейской площади, расположенной в сотне метров от площади Независимости, прошел антиправительственный митинг в пятьсот участников. Но превратить его в полноценный Майдан не удалось. Общими усилиями власть и оппозиция сумели лишь перекрыть до вечера движение по центральной улице.
Автомайдан стал неудачной попыткой оппозиции свалить правительство Януковича-Азарова. С 15 по 17 марта ожидалось, что парламент примет в первом чтении пенсионную реформу, но этого не произошло. На согласительном совете 14 марта коммунисты, чтобы совсем не потерять лицо, отказались голосовать за пенсионную реформу, новый КЗоТ и продажу земли сельскохозяйственного назначения.Коалиция дала трещину, к тому же блок Литвина и «тушки»-перебежчики не гарантировали регионалам своих голосов за нее и намекали на необходимость доплаты. Регионалы поняли, что реформа в парламенте провалится. В итоге Янукович 18 марта заявил, что он ее переносит на неопределенный срок, так как не все граждане еще осознали, что повышение пенсионного возраста и переход от солидарной к накопительной пенсионной системе, – это для их же блага. После чего призвал партию разъяснить массам пользу реформы, а самим реформаторам переключиться на подготовку земли к продаже.
Власть оказалась в цейтноте – продвигать реформы, по которым у нее есть конкретные обязательства перед МВФ и другими структурами, а также свой «пиковый» интерес, она не решилась, опасаясь протестов, революции и давления конкурентов, но и отказаться от их проведения она тоже не может. К тому же есть угроза дефолта. Его объявление хотя и обогатит регионалов, но отстранит их от власти, что сейчас в Украине чревато потерей активов и эмиграцией. Поэтому регионалы взяли с реформами тайм-аут и приступили к сложным маневрам в накаляющейся обстановке.
Степень социального напряжения на Украине можно измерить по-разному. Приведу данные соцопроса Киевского международного института социологии на конец февраля об отношении населения к регионалам. Если в восточных областях в середине 2010 г. их деятельность позитивно оценивали 70% жителей, то в феврале только 17%, а негативная оценка выросла с 7% до 45%. В областях Юга позитив упал с 68% до 18%, негатив вырос с 11% до 45%. В центральных областях позитив с 36% упал до 11%, негатив вырос с 28% до 59%. В западных позитив в 17% скатился до 7%, а негативные оценки поднялись с 39% до 61%. Злости на власть накопилось достаточно.
Свой выход она находит в многочисленных локальных протестах и акциях, часть которых организует и оппозиция. В крупных городах в феврале-марте прошли пикеты против повышения коммунальных тарифов с 1 марта. Примечательно, в Чернигове на этом пикете коммунисты выдвинули лозунг «Долой феодало-капитализм!» Если ортодоксальные коммунисты сомневаются в верности формационной схемы, – это уже само по себе симптоматично. Пикет свыше тысячи человек прошел в Краматорске Донецкой области. К 8 марта в городах Ровеньки, Краснодоне и Свердловске Луганской области из продажи исчез хлеб, появившись затем в 3-4 раза дороже. Пикетов не было, но что жители этих городов думают о власти, нетрудно было догадаться и без них.
После тарифных протестов второе место занимают пикеты врачей, пациентов, учителей и родителей против закрытия школ и больниц. В стране планируется в 2011 г. закрыть 10% всех школ, притом, что в 2010 г. уже было закрыто 115 средних школ. К 2013 г. предусмотрено закрытие 30% вузов, но эту реформу еще не начали, а потому студенты и преподаватели пока активно не выступали. Закрытие больниц идет ударными темпами. В частности в Луганской области с населением в 1,5 млн человек планируют оставить всего 12 роддомов. Протестные акции проходили также в Симферополе, Черкассах, Запорожье и других населенных пунктах. В селе Бондаров Ивано-Франковской области жители перекрывали трассу, требуя сохранить школу.
21 марта большие митинги учителей и работников дошкольного образования с требованием выплаты 20% надбавки к заработной плате прошли в Донецке (4,5 тысячи человек), Днепропетровске, Запорожье и Львове (10 тысяч человек). Если в городах Юга учителя вышли с государственным флагом, то во Львове – с радикальным красно-черным. 22 марта до 10 тысяч учителей со всей Украины с этим требованием осаждали здание Кабмина, и Азаров пообещал начислять им надбавку, но с 1 сентября.
С 21 по 23 марта перекрывали улицу и митинговали рабочие приборостроительного завода им. Шевченко в Харькове, требуя выплаты зарплаты за год. Также протестовали рабочие завода им. Фрунзе в Сумах (15 тысяч человек), выступая против сокращения коллектива на 10%. Любопытны требования сумчан: они не настаивают на полной 8-часовой занятости, а добиваются лишь частичной, рассчитывая на свои огороды.
В марте устроить Автомайдан грозили таксисты, фирмы-перевозчики и владельцы авто, недовольные ростом цен на бензин, создав «Автофронт» при содействии «Фронта перемен» Яценюка. К 10 марта цена бензина марки А-95 на заправках достигла 9,18-9,66 грн. (1,2 $) и могла вырасти до 15 грн. из-за повышения акциза и введения ввозных пошлин на него, на чем настаивали Азаров и Юрий Бойко, министр энергетики, – импортный бензин составляет более 70% на рынке Украины. Ввозные пошлины вызвали сопротивление у других министров, опасавшихся скачка инфляции, а также ноты протеста России, Литвы, Польши и Румынии, поставляющих его на Украину, – 43,3% бензина ввозится из Беларуси и 21,9% из России. Азаров пытался защитить пошлинами интересы украинских производителей бензина, но капитулировал, оказавшись перед угрозой отставки, а через парламент был проведен закон, запрещающий ему увольнять министров, – теперь это прерогатива президента. Идею же Автомайдана подхватил БЮТ, но не смог ее полноценно реализовать.
Общий рост недовольства заставил регионалов не только отложить реформы, но и начать маневры для их успокоения. Уже 15 марта «экономический» вице-премьер Андрей Клюев по селектору грозил увольнениями начальникам ЖЭКов и называл тариф 6 грн. (0,75 $) за обслуживание 1 кв. м квартиры грабежом. Вскоре ту же риторику использовал и Азаров, пообещав вдобавок сажать и тех, кто поднимет цены на бензин, а после к ней обратились и реформаторы меньшего калибра. Монолитная власть в духе сталинского «Головокружения от успехов» занята самообличением, но без последствий.
Отчасти задаче переключить внимание с отложенных реформ и поправить имидж регионалов служит привлечение по «делу Гонгадзе» экс-президента Леонида Кучмы. В целом это многоходовка, призванная также забрать часть бизнеса у олигарха Виктора Пинчука, второго зятя Кучмы, сделать более послушным в вопросе реформ спикера Литвина, числящегося главным организатором убийства Гонгандзе, и решить ряд более мелких вопросов по переделу собственности.
Но и пытаясь переключиться на «земельную реформу» регионалы наткнулись на подводный камень. Торговая палата США предупредила, что, внося изменения в закон «О господдержке сельского хозяйства», регионалы де-факто устанавливают монополию семьи президента на торговлю сельхоз продукцией, за что погрозила им международной изоляцией. Видимо, в ответ на это пресс-служба Януковича в его отсутствие из-за турне по Вьетнаму, Сингапуру и Брунею поспешила опубликовать заявление, что в ходе реформы землю на Украине смогут купить и иностранцы. Интересно, что еще до возвращения Януковича из турне Администрация Президента от его имени издала указ, согласно которому ему назначается еще один пресс-секретарь и заместитель – Мария Ставнийчук, раннее выполнявшая эту работу у Ющенко. Складывается впечатление, что глава Администрации Президента Сергей Левочкин-младший «гоняет» Януковича в сомнительные турне, подобно тому, как Левочкин-старший в свое время «гонял» Януковича на зоне. В этом контексте мнение, что взятие с Кучмы подписки о невыезде по «делу Гонгадзе» является также продуктом борьбы за влияние и собственность между группой Фирташа-Левочкина и Ахметова-Колесникова, не лишено смысла.
Но пребывать вечно в состоянии цейтнота правительство Януковича-Азарова не может, испытывая давление не только снизу, но и по горизонтали от оппозиции. Осенью де-факто стартует компания парламентских выборов, которые должны состояться в октябре 2012 г., и вице-премьер Сергей Тигипко, возглавляющий «Сильную Украину», уже грозил выйти осенью из правительства, если парламент до августа не примет пенсионную реформу. Арсений Яценюк ведет переговоры с Виталием Кличко о слиянии своего «Фронта перемен» с его партией «УДАР» (Украинский демократический альянс за реформы), а также с «Гражданской позицией» Анатолия Гриценко и «Нашей Украиной». Но у последней есть две проблемы: она не может определиться, кто в партии главный – Ющенко или экс-глава СБУ Наливайченко, и куда девалась ее партийная касса. БЮТ держится особняком, а телеканал «Интер» в передаче «Большая политика» активно рекламирует все мало-мальски заметные фигуры из «Свободы» Тягнибока.
Некоторые изменения происходят и на фланге, считающемся левым. В Киеве 12 марта прошел Демократический форум «Левица» как попытка подготовки к созданию единой социал-демократической партии на основе объединения двух социал-демократических партий, одна из которых больше существует в виртуале, чем в реале, двух отколов от социалистов – «Справедливость» и «Народная власть», плюс Украинской крестьянско-демократической партии. Интерес к этому процессу проявили и парторганизации Соцпартии в Волынской и Луганской области. Возможность появления влиятельной социал-демократической партии – тенденция позитивная, но увы, у них пока нет четкой альтернативы правительственным реформам.
Власть в цейтноте, но танцы на Майдане не могут длиться бесконечно. Отсюда встает вопрос: кто первым сделает ход и раскачает ситуацию – власть, оппозиция или народ. Объективно – ход за властью, но независимо от кого, как он будет сделан, Азаров обречен на скорое заклание, подобно тому, как Ельцин и Кучма, пытаясь сгладить негатив реформ, устраивали чехарду премьеров.