Международная политика Беларуси последние 12 лет была предельна проста и понятна. После референдума 1996 года, на котором были приняты поправки в конституцию страны, резко увеличивающие возможности президента, Беларусь была исключена из ПАСЕ, и Россия надолго стала едва ли не единственным ее партнером. Отношения с западными странами только ухудшались. В 1998 году произошел грандиозный дипломатический скандал с выселением дипломатов из их резиденций, в 2002 году Брюссель принял решение закрыть въезд в страны ЕС для президента и семи членов правительства за отказ Беларуси сотрудничать с ОБСЕ, непрозрачные президентские выборы, нарушение прав человека и свободы СМИ. Позже Латвия и Эстония тоже объявили Лукашенко персоной нон грата Латвией и Эстонией, а въезд в США ему и белорусским чиновникам запретил лично Джордж Буш. В такой ситуации Беларусь пыталась играть активную роль в рамках Движения неприсоединения и искала новых друзей во враждебном США лагере: Ирак, Китай, Венесуэла, Куба.
Однако после событий 2007-го и в особенности 2008 года все меняется. В феврале 2007 года Россия на день перекрывает поставки газа в Беларусь, переговоры о его цене на 2008 год затягиваются аж до 31 декабря, да и личные отношения двух президентов далеки от идеальных. Лукашенко с Путиным встречаются редко и безрезультатно – лишь только госсекретарь аморфного Союзного государства и вечный оптимист Павел Бородин периодически будоражит общественность заявлениями о введении единой валюты и принятии конституции единого государства. В такой ситуации перед белорусскими властями остро встает вопрос о поиске нового партнера.Взоры чиновников устремляются на еще недавно ненавистный Запад. И надо сказать, западное сообщество, особенно в лице граничащих с Беларусью стран (Польши, Литвы и Латвии) охотно откликается. Европа имеет свои интересы в Беларуси, это и экономические факторы: через Беларусь идет важный транзитный коридор, а также газо- и нефтепровод, и, конечно, геополитические: воспользовавшись сложными отношениями с Россией, можно если не перевести Беларусь на западноевропейский вектор сотрудничества, то хотя бы вбить клин и уменьшить влияние восточного соседа.
В марте 2009 года Лукашенко после очень долгого перерыва впервые совершил поездку в западном направлении, посетив Сербию. До этого число подобных визитов можно пересчитать по пальцам одной руки: встреча с Жаком Шираком в Париже в 1994 году и поездки в Германию (на Ганноверскую выставку), в Нью-Йорк (на сессию ООН) и в Австрию (на горнолыжные курорты).
Надо признать, пока белорусское руководство вполне успешно справляется со сложной задачей игры на два фронта и при этом умудряется идти на минимальные уступки во внутренней политике. После президентских выборов 2006 года Евросоюз совместно с белорусской оппозицией составил 12 условий, среди которых было обеспечение политических прав и свобод граждан, общественных организаций и политических партий, освобождение политических заключенных, обеспечение свободы СМИ, прекращение преследований независимых профсоюзов. После долгих переговоров власти пошли на некоторые уступки. В Беларуси освободили всех, кого Европа считала политзаключенным (в том числе экс-кандидата в президенты и, как о нем говорят, личного врага Лукашенко Александра Козулина), несколько оппозиционных изданий вновь включили в подписные каталоги и разрешили продавать их в газетных киосках, а оппозиционных политиков и правозащитников даже пригласили в специально созданный общественно-консультативный совет (формальный орган, напоминающий Общественную палату в России). При этом многие существенные требования так и остались без ответа, например, изменение выборного законодательства, обеспечение свободы митингов и шествий, а также беспрепятственное создание независимых профсоюзов, из-за чего по требованию МОТ в отношении Беларуси были введены санкции.
Но Европа удовлетворилась и этими формальными подвижками, с радостью восприняв посланные сигналы как готовность к диалогу. В октябре 2008 года ЕС отменяет санкции в отношении белорусских чиновников, замешанных в фальсификациях выборов, сокращает число выдвинутых требований с 12 до 5 (это вопросы политзаключенных, вопросы свободных и демократических выборов и избирательного законодательства, масс-медиа, а также пункты о существовании и работе негосударственных организаций, свободе ассоциаций, свободе собраний) и ведет постоянные переговоры с представителями власти. В феврале Беларусь не раз посещали иностранные гости. 18 февраля Минск посетил генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана, 19 февраля Лукашенко встретился с премьер-министром Латвии, 20 февраля Беларусь посетила делегация Европарламента, а с 25 по 27 февраля в стране гостила делегацию омбудсменов стран ЕС. Переговорам не мешают ни довольно жесткие разгоны уличных акций оппозиции (14 и 16 февраля), ни появление новых политзаключенных (в начале февраля были арестовано трое активистов предпринимательского движения – Николай Автухович, Юрий Леонов и Владимир Осипенко, которым предъявили обвинение поджогах дома бывшего начальника Волковысского РОВД и гаража работника налоговой инспекции, произошедшие в 2004–2005 годах).
При этом Беларусь умудрилась сохранить дружественные и, что не менее важно, очень выгодные отношения с Россией, пойдя лишь на незначительные уступки. Договорившись о цене на газ в 150 долларов, Беларусь подписала тянувшееся 10 лет соглашение о единой системе ПВО и о создании коллективных сил оперативного реагирования в рамках ОДКБ. По более принципиальным вопросам ситуация не изменилась. Разговоры о введении единой валюты так и остаются разговорами, все активнее говорят о ведении российского рубля в качестве региональной резервной валюты (так используется евро в странах Евросоюза, не входящих в еврозону). По-прежнему не решен вопрос о признании Беларусью Южной Осетии и Абхазии. После августовской войны и признания Россией независимости этих республик Лукашенко заявил, что этим вопросом займется уже новый парламент, выборы в который прошли в конце сентября 2008 года. Но и после выборов дело так и не сдвинулось. Беларусь сознательно отодвигает рассмотрение этого щепетильного вопроса на потом, пытаясь выторговать максимально выгодные условия. Евросоюз уже назначил свою цену, включив Беларусь наряду с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой и Украиной в программу «Восточное партнерство». Этот проект нацелен на облегчение переговоров по созданию зон свободной торговли для услуг и сельхозпродуктов, а также по заключению соглашений о партнерстве и облегчению визовых режимов и предусматривает выделение шести бывшим советским республикам до 2013 года 350 миллионов евро в виде дополнительной финансовой помощи. Одно из главных условий для Беларуси – непризнание независимости Южной Осетии и Абхазии. Окончательное решение о включении Беларуси будет принято 19 марта, а старт проекта будет дан на саммите в Праге 7 мая.
Пока внешняя политика Беларуси складывается в точном соответствии с русской пословицей о ласковом теляти, которое двух маток сосет. Но есть и другая пословица – про охотника и двух зайцев. Белорусскому руководству придется уже в ближайшее время делать сложный выбор, чтобы не оказаться в положении незадачливого охотника.
Игорь Истозаров