rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
69

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

145

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

230

Европа: радикальные левые против своего империализма

422

XX век прошёл

Главная Культура Кино 2015 Октябрь Вопреки тишине

Вопреки тишине

«Сохрани мою речь навсегда» (2015), Роман Либеров

«Сохрани мою речь навсегда» (2015), Роман Либеров

Возможно, главный успех этого фильма в том, что он захватывает внимание, независимо от того, насколько вам вообще близка и интересна эта тема: вы просто вдруг попадете в мощный водоворот событий и явлений и вряд ли захотите или сможете отказаться от стремительного путешествия. Потому что меньше всего это похоже на традиционно нудное бормотание с перечислением пыльных дат и скучных заслуг. Вместо этого нам предлагают почти блокбастер (возьмите попкорн) и полное погружение в яркую, сложную и чрезвычайно запутанную жизнь человека, которого звали Осип Мандельштам.

Здесь постоянно что-то происходит: грохочут телеги и взрывы, кричат птицы, читают стихи и хлопают дверьми. Мы пронесемся по улицам и соборам городов и стран, спугнем голубей и гаргулий, будем жмуриться от солнца и заденем плечом кремлевскую звезду.

Кем был и остается Мандельштам нам тут не скажут — речь не о памятной табличке или мраморном бюсте поэта — о нем самом.

Чем жил, кого любил, чему радовался и как это все постепенно менялось и закончилось. Что говорили о нем друзья и враги, как заполняли протокол и как другой Иосиф с известным на всю страну акцентом звонил товарищу Пастернаку, чтобы спросить, почему тот не заступится…

Простой, но неожиданно многозначный и даже литературный прием: актеров слышно, но не видно, что позволяет (заставляет) по книжному достраивать образ самостоятельно. Фильм собран из фотографий, рисунков и по-разному обработанных кадров — все с поразительной тщательностью и особенным интересом к деталям. Из каждого эпизода можно сделать отдельную серию с уникальным художественным решением — настолько они разнообразны и хорошо продуманы. Эта внезапная щедрость ошеломляет, перед нами словно быстро пролистывают энциклопедию изобразительных искусств, а оттуда плывут греческие ладьи, рвутся с привязи ласточки, позируют колоны и памятники… Сам Мандельштам чаще появляется в виде кукол, иногда порхающим на полупрозрачной леске, иногда жестко фиксированным на специальном каркасе. И конечно не умолкают стихи.

Правда рифмованное изобилие в кадре не всегда идет на пользу поэзии: строфы не зря печатают в столбик, с полями — им нужна пустота, тишина вокруг, чтобы слово звучало. Ведь это концентрат особенной силы, его следует принимать с осторожностью, а не заглатывать горстями. Здесь же стихов иногда слишком много, они теряют свой поэтический вес и становятся просто закадровым голосом, причем голосом специфическим, ярким, узнаваемым. Голосом с лицом и интонацией актера Виктора Сухорукова — не Мандельштама.

Другие известные персоны: Инна Чурикова, Чулпан Хаматова участвуют меньше, не так бросаются в глаза и не загораживают собою свои роли.

В этой связи интересно вспомнить еще один замечательный фильм о поэте, литературном критике и переводчике Эдвине Хониге, постепенно теряющем связь с реальностью из-за тяжелой болезни мозга — «Двоюродный дядя» (First Cousin Once Removed, 2012) документалиста Алана Берлинера. Там задача поместить в пространство экрана художественный текст решена с завидной ловкостью — у режиссера хватило выдержки (а может, просто равнодушия) использовать поэтические строки с экономией и строгостью — как поданный на десерт деликатес. Они словно пропускают через себя сумбурный опыт человеческой жизни и переплавляют историю в стройные мысли — понемногу…

Все-таки кино лучше смотреть, а не слушать.

С другой стороны, ближе к концу постоянная декламация Сухорукова как-то утрамбовывается в голове и перестает казаться странным излишеством. Вырабатывается иммунитет как после прививки — такому зрителю амфибрахий больше не страшен. Возможно, в этом тоже тайная миссия режиссера.

У Линор Горалик есть целая лекция (очень интересная — выложена в сети), посвященная попытке и способам разобраться в поэзии сейчас, когда уже и еще можно: ведь «проверку временем» прошли в первую очередь те, кого пропустила цензура, и остался пробел между «великим наследием» прошлого и веком двадцать первым. Это привело к тому, что современные поэты нередко нам кажутся чужими и «неправильными», а те, из прошлого, теперь не нужны. В школе ведь до сих пор учат на четвереньках подползать к памятникам «большой поэтической традиции», поэтому многие испытывают перед ними страх и трепет, а к самим стихам — отвращение.

«Сохрани мою речь навсегда» — это возможность увидеть и почувствовать не кованый блеск имен из учебников, а хрупкость и недолговечность их человеческих жизней.

Иначе диалог невозможен.

Окт 23, 2015Матвей Меркулов
23-10-2015 Кинодокументальное кино, отечественное кино, поэзия662
Фото аватара
Матвей Меркулов

Лингвист, гедонист, оптимист. Модератор интернет-сообщества «Другое кино» в Живом Журнале.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Эврисинг из окМонастырские будни
  См. также  
 
Между жерновами
 
Самоубийство
 
Пролетая над черным Суданом
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру