rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
101

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

170

Европа: радикальные левые против своего империализма

373

XX век прошёл

271

Трагедия Гаити

Главная Культура Книги 2015 Октябрь Осознанный взгляд на выставочное пространство

Осознанный взгляд на выставочное пространство

Брайан О'Догерти. Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства. М.: Ad Marginem, 2015

Брайан О’Догерти. Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства. М.: Ad Marginem, 2015

Книга Брайана О`Догерти «Внутри белого куба: идеология музейного пространства» вышла этой осенью в серии «GARAGE Pro» в рамках совместной программы издательства «Ad Marginem» и Музея современного искусства «Гараж». Она заняла свое место среди работ Виктора Мизиано, Терри Смита и Пола О`Нила, посвященных кураторским практикам. Основной мотив серии — осмысление системы современного искусства через оптику её ключевого актора — независимого куратора. Книга О`Догерти распространяет этот мотив и переносит внимание читателя на материальные условия работы куратора — пространство выставки.

Уроженец Ирландии, Брайан О`Догерти в 1960-х стал одним из наиболее ярких явлений развивающейся концептуальной сцены Нью-Йорка как художник, критик и писатель. О`Догерти неоднократно экспериментировал с галерейным пространством в серии инсталляций, лабиринтов и «рисунков в пространстве». Его работы содержатся в коллекциях Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в Парижском Центре Помпиду, Ирландском музее Современного искусства в Дублине и многих других. О`Догерти — автор нескольких книг, среди которых теоретические тексты — American Masters: The Voice and the Myth, Inside the White Cube: The Ideology of the Gallery Space — и романы — The Strange Case of Mademoiselle P. и номинированный на Букеровскую премию в 2000 году The Deposition of Father McGreevey.

«Белый куб» был переведен на русский язык спустя 39 лет после первого появления эссе на страницах влиятельного издания о современном искусстве Artforum.

С тех пор книга серьезно повлияла на профессиональный художественный и критический дискурс, и на сегодняшний день сохраняет наибольшую актуальность для новоявленного зрителя, который находится в ситуации знакомства с современным искусством. Привлеченный шумным открытием выставочной площадки или бесплатной лекцией, новый зритель так или иначе готов к эксперименту. Он даже не спешит покинуть галерею, завидев строительный мусор, оставленный в ней Майклом Смитом. Однако что значат эти объекты в холодно-белых стенах? Работа Брайана О`Догерти призвана помочь понять, как модерн перевернул способы создания и восприятия произведения искусства.

Michael E. Smith. Untitled. De Appel / contemporaryartdaily.com/2015/08/michael-e-smith-at-de-appel

Michael E. Smith. Untitled. De Appel / contemporaryartdaily.com/2015/08/michael-e-smith-at-de-appel

Прослеживая генеалогию выставочного пространства, О`Догерти приводит читателя/зрителя к пониманию того, что современное искусство не может состояться без окружающего его контекста. И белый куб является одним из активных агентов его организации, наряду с арт-критиками, кураторами и галеристами. Пространство белого куба не нейтрально, оно выступает институционализирующим условием существования произведения искусства.

Будучи помещенным внутрь идеально белого куба, предмет отвергает свойства, присущие ему во внешнем мире, и обретает новое значение — становится искусством.

Концепция белого куба неоднократно подвергалась жёсткой критике со стороны художественного сообщества, как зона стерильности, которая нивелирует различия между художниками и наделяет куратора неограниченной властью создавать выставки, самостоятельно конструируя смыслы тех или иных произведений. Подобные представления свойственны критике, направленной против художественной системы как формы господствующего рыночного производства, в которой художник и произведение искусства беспомощны без поддержки системных механизмов. Несмотря на этот критический заряд, белый куб сохраняет свое доминирующее положение в показе искусства как на уровне государственных институций, так и независимых инициатив.

Michael E. Smith. Untitled. Automobile Air Bags, Drinking Glasses (http://www.contemporaryartdaily.com/2015/08/michael-e-smith-at-de-appel

Michael E. Smith. Untitled. Automobile Air Bags, Drinking Glasses / contemporaryartdaily.com/2015/08/michael-e-smith-at-de-appel

О`Догерти трактует белый куб как область активных действий, которая диктует определенный образ восприятия. В то же время, он демистифицирует это пространство, делает его читаемым, за счет анализа формирования модернистской традиции показа искусства. О`Догерти направляет взгляд зрителя на стены, потолок и пол музея, говоря о том, что искусство не ограничивается предметами и экспликациями, но динамично создается окружающими его рамками. Книга предоставляет зрителю координаты для нахождения самого себя в белом кубе, в нагромождении арматуры или среди натянутых Дюшаном веревок. Главное же, к чему призывает О’Догерти, — это воспитывать собственное видение — и доверяться интуиции зрителя.

Материал подготовлен совместно с проектом «Музеинг».

Окт 8, 2015Галина Кукенко
8-10-2015 Арт, Книгиmuseing, non-fiction, выставки, современное искусство2,079
Фото аватара
Галина Кукенко

Cтудентка школы культурологии НИУ ВШЭ.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Тёмное ЗазеркальеВнутри картин
  См. также  
 
Пушкинская карта или как уничтожить воспитание под «ноль»!
 
Кризис искусства
 
Миф одного космонавта
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру