Книга Брайана О`Догерти «Внутри белого куба: идеология музейного пространства» вышла этой осенью в серии «GARAGE Pro» в рамках совместной программы издательства «Ad Marginem» и Музея современного искусства «Гараж». Она заняла свое место среди работ Виктора Мизиано, Терри Смита и Пола О`Нила, посвященных кураторским практикам. Основной мотив серии — осмысление системы современного искусства через оптику её ключевого актора — независимого куратора. Книга О`Догерти распространяет этот мотив и переносит внимание читателя на материальные условия работы куратора — пространство выставки.
Уроженец Ирландии, Брайан О`Догерти в 1960-х стал одним из наиболее ярких явлений развивающейся концептуальной сцены Нью-Йорка как художник, критик и писатель. О`Догерти неоднократно экспериментировал с галерейным пространством в серии инсталляций, лабиринтов и «рисунков в пространстве». Его работы содержатся в коллекциях Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в Парижском Центре Помпиду, Ирландском музее Современного искусства в Дублине и многих других. О`Догерти — автор нескольких книг, среди которых теоретические тексты — American Masters: The Voice and the Myth, Inside the White Cube: The Ideology of the Gallery Space — и романы — The Strange Case of Mademoiselle P. и номинированный на Букеровскую премию в 2000 году The Deposition of Father McGreevey.
«Белый куб» был переведен на русский язык спустя 39 лет после первого появления эссе на страницах влиятельного издания о современном искусстве Artforum.
С тех пор книга серьезно повлияла на профессиональный художественный и критический дискурс, и на сегодняшний день сохраняет наибольшую актуальность для новоявленного зрителя, который находится в ситуации знакомства с современным искусством. Привлеченный шумным открытием выставочной площадки или бесплатной лекцией, новый зритель так или иначе готов к эксперименту. Он даже не спешит покинуть галерею, завидев строительный мусор, оставленный в ней Майклом Смитом. Однако что значат эти объекты в холодно-белых стенах? Работа Брайана О`Догерти призвана помочь понять, как модерн перевернул способы создания и восприятия произведения искусства.
Прослеживая генеалогию выставочного пространства, О`Догерти приводит читателя/зрителя к пониманию того, что современное искусство не может состояться без окружающего его контекста. И белый куб является одним из активных агентов его организации, наряду с арт-критиками, кураторами и галеристами. Пространство белого куба не нейтрально, оно выступает институционализирующим условием существования произведения искусства.
Будучи помещенным внутрь идеально белого куба, предмет отвергает свойства, присущие ему во внешнем мире, и обретает новое значение — становится искусством.
Концепция белого куба неоднократно подвергалась жёсткой критике со стороны художественного сообщества, как зона стерильности, которая нивелирует различия между художниками и наделяет куратора неограниченной властью создавать выставки, самостоятельно конструируя смыслы тех или иных произведений. Подобные представления свойственны критике, направленной против художественной системы как формы господствующего рыночного производства, в которой художник и произведение искусства беспомощны без поддержки системных механизмов. Несмотря на этот критический заряд, белый куб сохраняет свое доминирующее положение в показе искусства как на уровне государственных институций, так и независимых инициатив.
О`Догерти трактует белый куб как область активных действий, которая диктует определенный образ восприятия. В то же время, он демистифицирует это пространство, делает его читаемым, за счет анализа формирования модернистской традиции показа искусства. О`Догерти направляет взгляд зрителя на стены, потолок и пол музея, говоря о том, что искусство не ограничивается предметами и экспликациями, но динамично создается окружающими его рамками. Книга предоставляет зрителю координаты для нахождения самого себя в белом кубе, в нагромождении арматуры или среди натянутых Дюшаном веревок. Главное же, к чему призывает О’Догерти, — это воспитывать собственное видение — и доверяться интуиции зрителя.
Материал подготовлен совместно с проектом «Музеинг».