rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
97

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

165

Европа: радикальные левые против своего империализма

369

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура Кино 2015 Июль Партизаны неоновых карьеров

Партизаны неоновых карьеров

Наш запах (The Smell of Us) Франция, 2014. Реж. Ларри Кларк

Наш запах (The Smell of Us) Франция, 2014. Реж. Ларри Кларк

Изменение нравственных догм — процесс, который в последнее время все чаще становится поводом для дискуссий. И если в Америке возраст согласия варьируется от штата к штату в пределах 16-18 лет, то во Франции взрослая жизнь начинается в 15. Действие нового фильма Ларри Кларка, когда-то снявшего знаменитых «Деток» в Нью-Йорке, на этот раз переместилось в Париж и контраст между сексуальной свободой старой Европы и чопорностью текущей российской повестки дня может показаться шокирующим. Однако о его терапевтических возможностях стоит поговорить.

Сначала кажется, что у режиссера случился артхаус и на экране просто нарезка случайностей городской жизни и любительских порнороликов, которых в интернете уже больше, чем профессиональных ХХХ. Однако неприличные фрагменты наполнены странным гипнотическим блеском, иногда неотделимым от уродства, и преодолевая сомнение смотришь дальше, восхищаясь наглостью и коварством Ларри Кларка, знающего, как неизбежно притягателен запрет.

Вызывающее непотребство сливается в нечто большее, чем желание плюнуть в лицо общественной морали и пощекотать усатую благопристойность — это тектонический сдвиг, поднимающий со дна любимые страхи и комплексы цивилизованного общества, привыкшего любоваться собой сквозь призму благородной культуры.

Подростки с улиц летнего Парижа катаются на скейтбордах, снимают друг друга на телефоны и вяло отщипывают жизнь по кусочку. Если «Детки» Кларка из 90-х старательно изображали распущенность, произносили текст, неуклюже целовались и судорожно раздвигали ноги, то сегодняшняя молодость больше не играет в свободу, теперь они профессионалы. Здесь нам покажут все, кроме эрекции крупный планом (трансляция по скайпу в кадре — не в счет) — последнего рубежа приличной публики, этого столпа, на котором держатся обноски старой морали. Для сегодняшних молодых вчерашние правила не значат ничего. Раньше их укрепляли вера и предубеждения — ослабевшие идолы, а значит телесные запреты и старомодная стыдливость скоро исчезнут совсем. Зачем усложнять, если прямо сейчас можно получить пачку разноцветных евро за сущий пустяк — позволить старику тереться о молодое тело? «Пять минут позора» сказали бы тридцатилетние, «норм» мимоходом бросит молодежь теперь. Это же просто секс, набор привычных движений, пусть снимают, пусть смотрят, пусть лижут и покусывают, следующий день смоет вчерашнюю ночь, новые игрушки поднимут настроение снова.

Об этом фильме чаще говорят в духе горестных восклицаний — «о времена, о нравы!», не замечая, что сами оказались в роли моралистов.

Здесь есть внешний каркас и внутренняя неоднозначность, сюжет скроен так, что снаружи выглядит почти осуждающим, разгульная жизнь закончится трагедией и ее легко принять за строгий урок: порочные страсти ведут к неприятностям, сидели бы дома — учили уроки… Но если присмотреться, нетрудно разглядеть подмену: любовные неприятности могут случиться в монастыре и в борделе, неважно, во сколько лет и транслируется ли видео в интернете. Зато уловка отвлекает случайного зрителя и дает возможность исследовать и показать предмет со всеми пикантными подробностями, пока кто-нибудь не осмелится признать это красивым.

Пожилые клиенты и клиентки представлены во всем блеске: навязчивые и слюнявые, бесстыдные и сморщенные, щедрые и наивные. Символом назидательной старости становится сам режиссер в роли вечно пьяного бездомного Рокстара с недержанием мочи и отсутствующим взглядом. Его невнятный образ позволяет запутаться в трактовках, в то время как другой остается в тени: волоокий пастушок Лукас Йонеско в интервью Les Inrocks рассказал, что для сцены с фут-фетишем (опустим сочные подробности) первоначально был приглашен Гаспар Ноэ, однако в последний момент Ларри Кларк отказался от помощи со стороны и все сделал сам — такой вот интимный перфекционист (в титрах не указано). Присмотритесь к господину без бородки — он очень погружен в процесс…

В несколько другой манере, более изящно и сдержанно, за эту тему уже брался вездесущий Франсуа Озон в фильме «Молода и прекрасна»: у Изабель нет особых причин торговать собой, но нет и запретов — для нее это просто забавные приключения. «Шлюха на час — шлюха навсегда», — насмешливо кряхтит очередной мсье, думая, что смог прикупить дневную красавицу, но для нее это просто эксперимент — так любопытные туристы, зажмурившись, пробуют экзотическую еду. А в чудесной короткометражке «Глина»/Argile (Michael Guerraz, 2012) слияние молодости и старости и вовсе ослепительно красивы: натурщик приходит на сеанс к седой скульпторше и с удивлением понимает, что та незрячая и будет «рассматривать» его руками…

Но Ларри Кларк не любит полутона и бархатные интерьеры, его герои уютней чувствуют себя во дворе.

Судя по отзывам, фильм шокирует не только румяного российского зрителя, западные критики тоже не обошлись без слова «промежность» в аккуратных и сдержанных комментариях. Семидесятидвухлетний режиссер по-прежнему остается самым откровенным исследователем вспотевших тел и снимает на редкость современное кино. Возможно, это в нем самое удивительное — умение говорить о сексе и подростках так, словно стащил записи у внука.

Нельзя сказать, что смотреть работы Кларка легко: как и любой урок, они потребуют усилий, но это пропуск в новый век, следующий слой матрицы.

Мир уже принадлежит им, прежние жильцы еще не съехали — всем нужен компромисс.

Июл 25, 2015Матвей Меркулов
25-7-2015 Киноарт-хаус, секс1,272
Фото аватара
Матвей Меркулов

Лингвист, гедонист, оптимист. Модератор интернет-сообщества «Другое кино» в Живом Журнале.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Солнечный ударШведский иллюзионизм
  См. также  
 
Нравственность, футбол и НДС
 
Шведский иллюзионизм
 
Танцуй со мной
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру