Фотографии Дениса Солопова вместе с его личными данными появились на нацистских сайтах после убийства неизвестными его старших товарищей по московской антифашисткой сцене. Спустя время выяснилось, что те преступления совершили участники Боевой организации русских националистов (БОРН). Весной были осуждены на длительные сроки трое участников группировки, в минувший вторник коллегия присяжных заявила о безоговорочной вине Илья Горячева, лидера легальной националистической организации «Русский образ». Присяжные посчитали доказанным умысел Горячева на убийства антифашистов, сбор данных на идеологических врагов и создание подполья. Сегодня Денис живет в Нидерландах, куда попал после бегства из России и киевского СИЗО, где он оказался после нападения антифашистов и анархистов на администрацию города Химки летом 2010 года. Здание закидали дымовыми шашками после привлечения строительной компанией ультраправых для нападения на лагерь экологов в Химкинском лесу. О нюансах «суверенной демократии» и ее жертвах в рассказе Дениса Солопова.
«Мстит тем, кто не помог»
Не думаю что это были суперзаказы. Просто националисты захотели устранить идеологических врагов при появившейся возможности. Они просто ввязались в эту игру, где невозможно выиграть. Само убийство Маркелова стало для властей больше проблемой, чем решением ее. И в правом БОРНЕ, и в левом они вряд ли были реально заинтересованы. Процесс идет в рамках отдельно взятого дела, вне контекста противостояния правых и антифашистов. Все, что Никите Тихонову было известно относительно администрации президента, он знал через главу «Русского образа» Илью Горячева. Естественно теперь он выдал побольше информации, чтобы максимально кашу заварить. Тихонов именно в этом видит свою месть, когда дает показания.
Тихонов действительно раскаялся, как говорят, он был не готов сидеть в Воркуте. Он надеялся, что хоть в первое время будут акции поддержки, а все о нем позабыли. Поэтому ему хочется отомстить по максимуму. Мне кажется, он давно забыл все эти идеалистические соображения, которые двигали им какое-то время. Мстит тем, кто подставил, и тем, кто не помог.
«Активно ездил по ушам»
Надо понимать, что БОРН «наверху» поддерживали достаточно слабо. И это были конкретные люди, напрямую к убийствам непричастные, но относящиеся к власти, а потому избежавшие уголовного наказания. Таких людей нельзя назвать заказчиками и с натяжкой можно отнести к организаторам. Их вряд ли накажут, но они засветились, а значит понесут наказание – никуда больше не продвинутся.
Вот, например, как произошло с приемной лидера провластной «России молодой» Максима Мищенко. В то время он находился на плаву – был депутатом, но сейчас его уже нет. Мы закидали его офис дымовыми шашками, обратили внимание, а система не любит тех, кто становится публичным. Тогда же имела место акция против газеты «Комсомольская правда». Журналист сравнил похороны Костолома [антифашиста Ивана Хуторского] с похоронами мафиози.
«Пора потопить старый флот»
После гибели Феди [неформального лидера антифашистского движения Федора Филатова] было не совсем понятно, кто его убил. Да, БОРН брал на себя ответственность, но Феде нанесли десяток ножевых ранений, а БОРН в следующих преступлениях использовал огнестрельное оружие. На первом этапе ни нам, ни следствию было непонятно, куда тянутся нити.
Однако я уверен, что профессионализм БОРНа преувеличен. Следственный комитет делает «вбросы», чтобы дело казалось резонансным. Силовикам это дает больше бонусов после его закрытия – больше звездочек. По факту борновцы, за исключением Коршуна [сотрудник ФСБ Алексей Коршун, убивший федерального судью Эдуарда Чувашова], не были профессионалами. Вот в связи с событиями на Украине стоит ожидать появления, скажем так, специалистов, причем с обеих сторон.
Конечно, участники БОРН отличались от шпаны, которая убивает дворников молотками. Я до сих пор не могу рассказать каких-то вещей, в том числе, когда понял, что БОРН не просто бренд, под который все подписываются. Всем со временем стало понятно, что это отдельная тусовка, а не условные Зюхель и Касич [администраторы сайта с адресами проживания антирасистов Antifascum]. Они выкладывали садистские видео, создавали антураж преступников-убийц, частенько приписывали себе множество нападений, но вели себя открыто. Было понятно, что настоящие убийцы – это другие люди, которые хотя, возможно, и связаны с БОРНом, но старались дистанцироваться от него.
Так называемое левое движение было сконцентрировано на борьбе с уличными правыми. Бонов [националистов] стало меньше, после убийств органы стали с ними активнее бороться. Для нас стало меньше работенки – антифа стала увидать. В итоге внутреннее брожение вышло на первый план. И антифа, и ультраправые движения сегодня сходят на нет, но приходят иные формы. Крым, война с Украиной изменяет все. Даже из Голландии видно, что пора потопить старый флот, в России грядут новые события, и следует начать готовиться к ним.