События последнего года так сильно изменили архитектонику мира, что вполне можно говорить о новой расстановке сил. В первую очередь следует обратиться к Европе, где политическое лидерство стало смещаться из Парижа в Берлин. Для наглядности стоит вспомнить события конфликта в Южной Осетии, где главным миротворцем был Николя Саркози. Также бесспорное лидерство Франции просматривается и в решении ливийской проблемы, именно вооруженные силы Пятой республики выполняли там основные боевые операции. Ситуация существенно меняется во время украинского кризиса, на первый план выходит Германия, а это очень знаковое явление, ведь эта страна, ставшая бесспорным экономическим лидером в Европе уже несколько десятилетий назад, была сильно ограничена в своих внешнеполитических действиях. Сказывался комплекс вины за фашизм, который навязывался немцам долгое время.
Причину эволюции внешней политики Германии нужно искать в экономике. Начиная с кризиса 2008 года, Германия оставалась единственной крупной экономикой ЕС, которая сумела не только избежать сильного падения производства, но и сохранить относительный бюджетный профицит. Выступая главным кредитором экономик других европейских государств, Германия не могла не накапливать вместе с этим и политический капитал. С другой стороны, экономический диктат Берлина вызывал подъем сил изоляционистов и регионалов, а в крайнем случае и правых сил, которые выступали против мер жесткой экономии и в конечном счете самой идеи Европейского Союза. Особенно сильно недовольство чувствовалось на юге Европы. Германия, несмотря на свое экономическое доминирование, не имеет пока достаточного влияния на страны ЕС. В Восточной Европе по-прежнему главным союзником считается США, а Германия, как и Россия, традиционно рассматриваются как геополитические противники.
В нынешнем украинском кризисе переплетаются интересы разных стран. Германия здесь занимает не совсем последовательную позицию. Меняя ее от однозначного осуждения действий России до признания того, что на Украине открыто действуют фашистские организации, она хочет сохранить хорошие отношения со всеми противоборствующими сторонами.
Экономическое соглашение Украины с ЕС открывает украинский рынок для европейских товаров, создавая режим наибольшего благоприятствования, а с другой — создает дополнительный миграционный приток человеческого капитала из Украины, что должно оживить экономику государств ЕС и снизить издержки. Но эта благоприятная для ведущих стран ЕС ситуация чревата немалыми неприятностями, которые будут возникать по мере реализации интеграции. Введение таможенных пошлин между Москвой и Киевом способно привести к резкому сокращению производства и закрытию многих промышленных предприятий на Украине, что вызовет не только массовую безработицу и увеличит количество маргиналов и люмпенов. Сократится покупательская способность украинского рынка. Социальные проблемы лягут непосильной ношей на бюджет страны, что вынудит украинский кабмин просить кредиты у стран ЕС. Но даже такой сценарий может показаться очень оптимистичным, ведь он не учитывает фактора гражданской войны на Украине.
Ухудшение отношений между Германией и Россией из-за украинских событий невыгодно обоим государствам. Экономические связи между ними за последние 10-15 лет не просто укрепились, а стали основными для экономик наших стран. Поставки газа в Европу, и в первую очередь в Германию, являются основной статьей пополнения российского бюджета, не менее важен для экономики Германии российский рынок. Товарооборот между РФ и ФРГ в 2013 году составил 76 миллиардов евро. На Германию в российском импорте приходится львиная доля высокотехнологичного оборудования.
Украинский кризис обострил отношения между Россией и США. В ответ на воссоединение Крыма с Россией ЕС и Америка ввели санкции против нашей страны, но они носили персональный характер и задевали лишь интересы некоторых высокопоставленных чиновников, не нанося никакого вреда экономике страны. Но с развитием кризиса на Украине риторика представителей США не только стала жестче, она заключала в себе угрозы реальных экономических санкций. Раскол по этому вопросу между западными союзниками лишний раз показывает, что Евросоюз пытается освободиться от опеки США и проводить самостоятельную внешнюю политику. Отказ Франции аннулировать сделку по «Мистралям» и призывы Меркель к переговорам ясно указывают на нежелание вводить санкции в ущерб себе.
Положение современной России мало чем отличается от положения СССР в 20-е годы. Кордон из недружественных режимов, образовавшийся в конце 80-х годов, препятствуют интеграционным процессам России и Германии. Последняя, будучи членом ЕС, нуждается в поддержке со стороны стран Восточной Европы, Россия также должна договариваться с ними. Проект «Южный поток» встречает наибольшие препятствия именно в этих государствах.
Украинский кризис, который не столько обострил отношения между Россией и США, сколько стал вторым (после иракского) конфликтом между ведущими странами ЕС и США, способен изменить геополитический расклад в Европе. Именно союз с Россией позволит вернуться в число великих держав таким странам, как Германия и Франция, обеспечить за ними доминирующую роль в Европе.
Такой геополитический разворот на 180 градусов вряд ли возможен при нынешних правителях в Германии и Франции. С другой стороны, ситуация в Европе меняется стремительно. Современные социалисты превратились в неолибералов, с усердием проводящих политику сокращения социальных расходов, активно поддерживая банковский сектор. Эта необыкновенная метаморфоза способствовала тому, что их социальную программу переняли правые и регионалы, которые теперь побеждают на европейских выборах под социальными лозунгами. Успех европейских правых на выборах в Европарламент и рост популярности «Национального Фронта» Мари Ле Пен яркое тому подтверждение.
Консервативный поворот Европы в таких условиях лишь дело времени, важно и то, что во внешней политике новые европейские правые не всегда идут под лозунгами ликвидации ЕС. Они выступают скорее за его реорганизацию — возвращению к первоначальному союзу ведущих экономик Западной Европы. Союз и развитие отношений с Россией играют не последнюю роль во внешнеполитической программе многих европейских правых партий.