Кажется, что западные правительства, политики и СМИ вообще неспособны к пониманию геополитических игр в чьем-либо исполнении. Их анализ нового соглашения между Россией и Китаем является ярким тому примером.
Россия и Китай 16 мая анонсировали подписание «вечного договора о дружбе», при этом документ не предполагает создание военного альянса. Одновременно анонсировано заключение газовой сделки, согласно которой страны обязуются построить газопровод для экспорта газа из России в Китай. Поднебесная предоставит РФ заем для строительства своей части трубы. По-видимому, Газпром сделал Китаю большую скидку на голубое топливо.
Еще 15 мая на передовицах большинства периодических изданий красовались статьи, в которых доказывалось, что подобное соглашение невозможно. Однако уже на следующий день западные правительства, политики и СМИ разделились на два лагеря: тех, кто (c грустью) считал сделку победой президента России, и тех, кто полагал, что подписание соглашения существенно не повлияет на геополитический баланс.
Из анализа обсуждений и результатов голосований в СБ ООН за последние пару лет очевидно, что Россия и Китай совместно противостоят США (часто поддерживаемые европейскими странами) в их стремлении санкционировать прямое вмешательство в ситуацию на Ближнем Востоке (что могло служить предлогом для военной интервенции).
Односторонние санкции, наложенные США на Россию из-за предполагаемого вмешательства последней в ситуацию на Украине, и угроза новых, несомненно, подтолкнули Россию к поиску дополнительных рынков сбыта нефти и газа. Это в свою очередь привело к возобновлению разговоров о холодной войне между Россией и США. Но неужели сбыт углеводородов —центральный пункт российско-китайского соглашения?
Мне кажется, что обе страны действительно заинтересованы в иной конфигурации межгосударственных блоков. Россия на самом деле стремится к соглашению с Германией, а Китай с США. А договор о вечном союзе между Москвой и Пекином всего лишь уловка.
В ФРГ явно нет единства мнений по поводу перспектив включения России в европейскую сферу. Среди преимуществ подобного соглашения для Германии выделяются следующие: укрепление позиций на рынке РФ, обеспечение собственных энергетических потребностей и включение российской военной мощи в долгосрочное планирование. Так как последнее неизбежно означает создание новой постнатовской Европы, эта позиция встречает критику не только внутри Германии, но и, конечно, в Польше и Прибалтике. С российской точки зрения, цель договора о дружбе с Китаем — усилить в ФРГ позиций тех, кто позитивно смотрит на сотрудничество с Россией.
Китай, со своей стороны, заинтересован в ослаблении позиций США в Восточной Азии. Но, несмотря на это, Пекин хочет укрепить, а не ослабить связи с Америкой, так как стремится инвестировать в ее экономику под выгодные проценты, которые считает вполне возможными в данный момент. Также Поднебесная желает, чтобы США признали ее в качестве доминирующей региональной державы Юго-Восточной Азии. Вдобавок Китай хочет, чтобы Америка использовала своё влияние и не допустила создания ядерного оружия в Японии и Южной Корее.
Естественно, что желания Китая не созвучны доминирующему идеологическому дискурсу в США, где, впрочем, тоже есть группы, поддерживающие такое развитие отношений, особенно в корпоративной среде. Подобно тому, как Россия стремится использовать соглашение о дружбе для содействия определенным сил в Германии, Китай делает то же самое с США.
Будет ли подобная геополитическая игра удачной?
Возможно, но небезусловно. По замыслу России и Китая, выгода от этого спектакля крайне велика, а последствия возможного проигрыша незначительны. Настоящий вопрос в том, к чему приведут в ближайшем будущем внутренние дискуссии в Германии и США. Что касается тезиса о новой холодной войне, то его следует считать не более чем ответом тех, кто понимает смысл российско-китайской игры и стремится ей противодействовать.