Избежать повторения украинского опыта в экономике — так обозначили российские ученые задачу борьбы с кризисом. На международной научной конференции, состоявшейся 23-25 апреля в Российском экономическом университете (РЭУ) им. Г.В. Плеханова, речь шла и о других вопросах, о том, какой пример дают страны ЕС, особенно Греция и Великобритания, а также о том, какие меры можно предложить для перехода от спада к росту экономики и как обеспечить приток капиталов. При негативном прогнозе на ближайшие месяцы ученые были солидарны в том, что справиться с сокращением экономики можно. Прошло же мероприятие при поддержке Фонда Розы Люксембург.
Усилить роль государства — вот что предложили эксперты, среди которых был автор статьи и его коллеги по ИГСО. Стране стоит двигаться от безграничной открытости своего рынка к протекционизму, который совершенно несправедливо маркируется либералами как «закрытая экономика». Именно открытость рынка требует протекции для своих производств, особенно когда конкуренты сильнее, а экономику штормит.
В 2008-2015 годах мир оказался в новых условиях. Лишь отчасти их можно описать термином «турбулентность». Заведующий кафедрой политической экономии РЭУ Руслан Дзарасов отметил:
«Несколько десятилетий назад Френсис Фукуяма провозгласил один путь – «свободный рынок» и отказ от регулирования, означающий окончание истории. Было указано, что низкая цена рабочей силы есть основа инвестиций и роста экономики. Так появился неолиберализм. Но с 2008 года все более очевиден провал этой доктрины, потому и в 2015 году мы вынуждены говорить о кризисе. В ответ же на его первую волну началась евразийская интеграция, попытка стран найти общий выход без указаний США. Но, сделав первые шаги, этот процесс обернулся политическим обострением».
Решением для России, по словам Дзарасова, является развивающее спрос рыночное планирование.
«Перенакопление капитала, вот что мы имеем. Но наш кризис не финансовый. Он основан на самом распределении доходов, богатств, заработков…» — подчеркнул профессор политологии университета Ньюкасла и университета Хельсинки Барри Гиллс.
По его словам, эта проблема игнорируется правящими кругами на Западе. Потому сужение и фрагментация в экономике привели к военным конфликтам, один из которых развернулся на Украине. Риски усиления кризиса возрастают не только в России, правительства же заняты поддержкой финансового сектора. Но проблемы банков — лишь 1/3 всех бед, есть же еще душащий экономики плен долгов населения и государств.
Кризис показал границы экономики «дешевого труда» и приоритета внешнего рынка над внутренним. «Либерал-монетаризм — это устаревшая экономическая модель», — заметил Руслан Хасбулатов, заведующий кафедрой мировой экономики РЭУ.
Однако, по его словам, она крепко засела в головах. Чтобы решить проблему, государству нужно заменить 50-60 тысяч управленцев на людей, не являющихся носителями неолиберальной идеологии. Заведующий кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного педагогического университета Анна Очкина подчеркнула, что должна поменяться идея развития страны. Только социальное государство может дать нам устойчивость экономики и ориентиры в развитии.
«Глобализация, о которой столько говорили последние десятилетия, закончилась кризисом, — констатировал Джеймс Мидуэй, старший экономист Нового экономического учреждения (Великобритания). — Встает вопрос о возрождении национального государства».
Он заметил, что источники потрясений рынков на сегодня не исчерпаны. Риски сохраняются как в связи с ценными бумагами компаний, так и в случае государственных облигаций. Однако Мидуэй заключил, что все это не так важно по сравнению с тем, что центральные банки не стимулируют реальных инвестиций, тогда как последние необходимы для развития.
«Сколько мы стоим на перепутье, столько будем говорить о кризисе, — сказал президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Стоять же можно долго.
При этом у нас очень странный монетаризм. ЦБ умеет снижать денежную массу, но не увеличивать, как предлагалось во время рождения этой методики – дополнения к кейнсианству». По его словам, старые механизмы регулирования у нас отказали и были заменены ручным управлением, а это опасно. Для запуска роста нужны новые работоспособные механизмы регулирования.
По словам адъюнкт-профессора философии в Техническом университете Крита Димитриса Пателиса, россияне все еще плохо представляют, что же такое неолиберальная «европеизация».
«Взгляните на Украину, еще более тревожную картину дает Греция… Взгляните и увидите картину социальной войны ЕС против народов. Чтобы эффективно бороться с проблемами в экономике, России стоит избегать реализации рецептов в духе «Вашингтонского консенсуса», — сказал эксперт.
По его словам, они имеют страшную разрушительную силу. В результате разрастаются долги, а дефициты бюджетов периферийных стран делаются прямо пропорциональными профицитам финансовых корпораций стран центра.
Набор предлагаемых рецептов для России оказался довольно широким. Одна из самых интересных рекомендаций — перезапуск экономики за счет программы строительства недорогого жилья и сетей инфраструктуры. Высказывалась идея усилить работу в космическом направлении, расширить и улучшить социальную сферу. Однако общее положение необходимой антикризисной политики ученые определили как укрепление роли национального государства в экономике. Пусть это будет вызывать раздражение ЕС, США, ВБ или МВФ с ВТО, но делать это необходимо. Почему? Развитие страна должна направлять сама.