В течение недели страна с недоумением следила за дискуссиями питерских депутатов, обсуждавших борьбу с сексом и шумом. Высказывания народных избранников были столь экстравагантны, что становилось понятно: жанр политической сатиры в нашем обществе не имеет будущего. Ни один юморист не придумает высказываний столь абсурдных, смешных и диких, чтобы они сравнились с речами депутатов.
Описание постоянного шума за стеной в речи одного из депутатов напоминало экзистенциалистскую картину ада: отовсюду несутся звуки – двигают холодильники, громко занимаются сексом, стучат наручниками, храпят. А главное, раздается «топот котов».
Вообще-то из всех домашних питомцев коты самые тихие, лапки у них мягкие и большого шума они произвести не смогут, если только это не коты в сапогах. Впрочем, кошек традиционно связывали с нечистой силой – в этой истории есть что-то зловещее, инфернальное. Слушая рассказ депутата, представляешь себе огромные массы котов, строем идущих по коридорам и лестницам старого питерского дома.
Но только ли петербургские депутаты отличились за последнее время? Борьба с неправительственными организациями, угрозы половину страны записать в иностранные шпионы, планы введения цензуры в интернете и закон об оскорблении чувств верующих, явно оскорбляющий здравый смысл любого гражданина, независимо от его религиозных убеждений, разве всё это намного лучше и рациональнее, чем призывы покончить с громким сексом и топотом котов, звучащие в северной столице? Творческая фантазия сорвавшихся с цепи законодателей просто бьет фонтаном, заставляя пожалеть о тех временах, когда фракция «Единой России» в Думе казалась безликой и скучной. Теперь с ними, наконец, стало весело, но не исключено, что смеяться будем сквозь слезы.
Создается впечатление, что с этой стихией не может справиться уже даже президент.
Глава государства раз за разом повторяет, что надо вернуться к астрономическому времени. Когда его предшественник перевел стрелки не в ту сторону, для решения вопроса понадобилось одно заявление и несколько часов на улаживание формальных процедур. Но попытка Путина вернуть стрелки на место натолкнулась на бесконечные комиссии, согласования и обсуждения.
Стрелками часов дело, впрочем, не ограничивается. Попытки президента вписать в бюджет собственные предвыборные обещания заканчиваются тоже не слишком успешно. Национальный лидер может сколько угодно летать на дельтаплане с журавлями, но когда речь заходит о бюджетном процессе его власть оказывается далеко не столь огромной, как кажется. Ультра-консервативные политические начинания депутатов прекрасно дополняются ультра-либеральными экономическими начинаниями правительства, а попытки внести в эту симфонию хотя бы нотки социальной ответственности и здравого смысла проваливаются на глазах.
Не успело население оправиться от роста транспортных цен и коммунальных расходов, как чиновники сообщают нам о новых инициативах, грозя повысить пенсионный возраст, изменить систему оплаты труда бюджетников и упростить процедуру увольнения наемных работников. Жильцов приватизированных квартир собираются заставить платить за капитальный ремонт зданий. В совокупности всё это оборачивается очередным наступлением на жизненные условия людей, и без того пострадавших от кризиса. И если в период выборов считалось необходимым задабривать население разного рода социальными уступками, то сейчас, похоже, главная забота начальников разного уровня состоит в том, как бы эти уступки поскорее аннулировать.
Нетрудно догадаться, что эпидемия запретительных мер спровоцирована именно чувством бессилия.
Издавая запреты и прописывая всевозможные наказания за действительные и мнимые проступки, депутаты пытаются доказать всем вокруг, начиная с самих себя, что они действительно являются властью. Получается, однако, не очень убедительно.
Тем временем неумолимо приближается наступление холодов и отопительный сезон, к которому многие города просто не готовы. Инфраструктура находится в ужасающем состоянии. Правительство жалуется на многомиллиардные долги и жульничество в коммунальном хозяйстве, но разве не оно же приватизировало эти объекты отдав их тем, кого сейчас обвиняют в жульничестве?
Попытки решать проблемы простым выделением бюджетных средств, отражающие уверенность отечественных чиновников во всесилии денег, тоже не срабатывают. Там где неверна концепция, нет специалистов, система разрушена, а работа не обеспечена необходимыми организационными условиями, выделять деньги бессмысленно, они всё равно не будут потрачены с толком.
Время идет, но вместо того, чтобы решать реальные проблемы, облеченные властью люди жалуются на топот котов.
Может быть и в самом деле этот топот является роковым предзнаменованием?