Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
81

Коротко о национализме

100

Дайджест новостей на 23 марта

164

Националы и Мечтатели: грузинская политика сегодня

174

Патриотизм — не традиционная ценность

Главная Рубрики Авторские колонки 2012 Октябрь 02 Они убили зомби

Они убили зомби

Твитнуть
Тепло наших тел (Warm Bodies) 2013, США

Тепло наших тел (Warm Bodies) 2013, США

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что одной из самых популярных тем массовой культуры в настоящее время стала проблема зомби. Об этом говорит и то, что до сих пор продолжают снимать сериал «Ходячие мертвецы», а также не заканчивающаяся, хотя и давно изжившая себя франшиза «Обитель зла», и постоянные второсортные фильмы про живых мертвецов типа «Апокалипсис зомби». Добавьте сюда компьютерные игры о зомби, тоже пользующиеся неизменным спросом. А еще литературу. Например, текст, изменивший наши представления о классической литературе «Гордость и предубеждение и зомби», или книгу политолога Дэниела Дрезнера «Теории международной политики и зомби». В общем, примеры популярности зомби можно перечислять долго.

Однако главным все же остается вопрос, почему зомби стали столь популярны? Одно время казалось, что вампиры-вегетарианцы из «Сумерек» и их близкие друзья из телесериала «Настоящая кровь» вытеснили зомби на обочину культурного процесса, но сегодня мы должны констатировать: живые мертвецы не просто отыгрались у незадачливых вампиров, но еще и вернули себе любовь тех, кто пока окончательно не определился с симпатиями, – любит ли он больше зомби или вампиров.

Кстати, по поводу апокалипсиса. Одним из самых популярных сценариев, так до сих пор и не произошедшего конца света, был именно «зомби-апокалипсис». Все ожидали и, более того, желали, что живые люди вдруг начнут превращаться в агрессивных зомби (причиной тому могли быть: вирус, инопланетное вмешательство, эксперименты с биологическим оружием и т.д.) и пожирать живых. Странным образом для молодежи зомби привлекательны потому, что их нашествие предполагает некоторый экшн, «движуху» и фактически реабилитирует деструктивную жажду насилия по отношению к окружающему их миру. Как-никак, а разнести мозг ненавистным родителям, которые тебя заставляют учиться вместо того, чтобы ты мог преспокойно играть в приставку (опять же «мочить» зомби), потому что эти «предки» превратились в кровожадных зомби и хотят тебя съесть, – повод подходящий и, вместе с тем, благородный. Окей, причина уважительная. И потому молодые люди все еще продолжают лелеять мечту, что в этой жизни им удастся сразиться с нашествием живых мертвецов. Между прочим, в социальных сетях широкое распространение получил демотиватор, на котором изображен молодой человек – типичный бездельник, – а внизу подпись: «У него нет ни малейших планов о том, чем он займется в будущем. Зато есть детально продуманный план на случай зомби-апокалипсиса».

И вот на экраны вышел новый фильм «Тепло наших тел», который, казалось бы, должен закрепить успех популярности живых мертвецов. Ключевая проблема, однако, состоит в том, что потенциально успешное в коммерческом плане кино, привлекающее внимание юных зрителей, не добавит зомби никакой популярности. Почему? Да потому, что этот фильм полностью искажает современные представления о зомби и наносит имиджевый ущерб живым мертвецам, извращая устоявшиеся взгляды.

В фильме речь ведется от лица зомби. Он встречает девушку и влюбляется в нее. Через эту любовь он возвращается обратно к жизни и все больше начинает напоминать человека. Его примеру следуют и все прочие зомби, пока еще не превратившиеся в ходячих скелетов. Есть ли в этом фильме что-то принципиально новое? Зомби уже объясняли, почему они едят мозг в «Возвращении живых мертвецов» Дэна О’Бэнона; рассказ о зомби от лица зомби мы уже видели в фильме «Колин»; любовную трагедию о том, как молодой человек, укушенный зомби, превращается в живого мертвеца, «Я – зомби: хроники боли» и «Медовый месяц зомби». А процесс эволюции зомби был продемонстрирован уже «королем живых мертвецов» Джорджем Ромеро, примерно про это и картина «Фидо».

Чего обычно зритель ждет от фильма про зомби? Явно не кино про любовь, в котором никого не убивают. Тем не менее «Тепло наших тел» именно таково. Это кино про любовь, в котором почти никого не убивают, и на протяжении всего фильма мы наблюдаем подростковую мелодраму, разворачивающуюся на фоне кино о зомби. Слащавая патока, льющаяся с экрана на протяжении всего действа, делает просмотр этого фильма невыносимым. Конечно, девочки-подростки, привыкшие к «Сумеркам», уже оценили кино по достоинству, проставили ему высокие оценки и ждут скорейшего продолжения. Но как обманчиво «Сумерки» уничтожили вампирско-оборотневую эстетику, также и жанр зомби будет уничтожен «Теплом наших тел».

Надо добавить, что это еще и экранизация бестселлера… который, кстати, был переведен и на русский язык. Только вот подобная гуманизация зомби, которые прекращают убивать и превращаются обратно в людей, еще аукнется и американскому кинематографу, и массовой культуре как таковой. Потому что формула подростковой мелодрамы найдена. И теперь пошлую историю про любовь мальчика и девочки можно трансформировать как только вздумается.

Например, я думаю, что следующим романом, который, надо полагать, мгновенно экранизируют, станет романтическая история о непростых отношениях Хищника и Чужого (как вариант: Чужого и человека, Хищника и человека и т.д.). Ясно, что эти два биологических вида не могут жить в мире, но любовь примирит их сердца. И через эту любовь они лишатся своего инстинкта убивать… После того как Хищник пройдет все испытания и добьется руки Чужого, они займутся любовью, которую нам не покажут (это же кино для подростков, и потому надо заботиться о рейтинге), что, конечно, произойдет после свадьбы, и у них родится очаровательный малыш.

Если любите «Сумерки», посмотрите «Тепло наших тел». Если не любите, посмотрите тоже, чтобы понять, что это кино настолько пошлое и противное, что над ним даже смеяться не получается.

Окт 2, 2012Александр Павлов
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
2-10-2012 Авторские колонкизомби, массовая культура33
Александр Павлов
Александр Павлов

Главный редактор проекта, посвященного интеллектуальному измерению массовой культуры, yourmacguffin.com.

И даже в сексе нам затыкают ртыТопот котов
  См. также  
 
Зомби-детектив, или выходящий из морга мертвец
 
Утраченные иллюзии
 
Музей восковых фигур
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру