«Президент Дмитрий Медведев? Не, не слышал!» – эти слова будут, пожалуй, самой подходящей эпитафией для политической карьеры нынешнего председателя правительства. Эпоха его правления была наполнена смутным ожиданием чего-то непонятного, но обязательно очень инновационного и модернизаторского. Впрочем, не успело президентское кресло принять форму седалища преемника, как медведевское политическое наследие подверглось радикальному пересмотру. Не пощадила злая судьба даже такую невинную интеллектуальную забаву Дмитрия Анатольевича, как Ярославский международный политический форум. Отличавшийся либерализмом и тягой ко всему новому президент Медведев был несомненно одним из вдохновителей этого мероприятия. Форум по мысли организаторов должен был стать дискуссионной площадкой, где происходила бы выработка ни много ни мало, а самой стратегии модернизации России. Представительность мероприятию добавляло не только личное присутствие президента Медведева и европейских политиков первого и второго уровня, но и именитых бизнесменов и экспертов.
Впрочем, сами ярославцы не особо радовались этому нежданно свалившемуся на их головы Форуму т.к. он создавал массу проблем для горожан, разрушая на три дня устоявшийся ритм жизни. На это время старинный волжский город превращался то ли в осажденную крепость, то ли в гетто перед депортацией. Именно в такие моменты простые горожане весомо и зримо ощущали, кому на самом деле принадлежит их право на город. Исключить из общественного пространства целый район, наводнить город различными спецслужбами, провести профилактические беседы с потенциальными смутьянами, одним словом сделать все, чтобы максимальное количество ярославцев испытало дискомфорт от происходящего мероприятия. Два мира конструируемые в этот момент в городском пространстве никогда не пересекались. Горожане, отсеченные от Форума множеством кордонов секьюрити, не интересовались обсуждаемыми вопросами. Именитые и не очень участники (политики и эксперты) не особенно вникали в жизнь ярославцев. Взаимное игнорирование закончилось, когда год назад в день начала Форума в результате авиакатастрофы в полном составе погибла любимая всеми ярославцами команда хоккейного клуба «Локомотив».
Даже сейчас спустя год стены и заборы в спальных районах города украшают народные мемориалы в память о любимой команде. Обычно не ценящие граффити коммунальные службы не смеют уничтожать это свидетельство любви к спортсменам. В день трагедии тысячи горожан отправились к «Арене 2000» – ледовому дворцу, где тренировался и играл «Локомотив», а в это время проходил Международный форум. К счастью чиновникам и полиции хватило ума не препятствовать выражению народной скорби, но было очевидно, что четвертому Форуму не бывать. Практически сразу среди ярославцев распространилась твердая уверенность, что именно проведение Форума стало основной причиной гибели хоккеистов «Локомотива». Никакие официальные заверения не могли развеять сомнения горожан, более того они лишь углубили пропасть между ярославцами и городскими и областными руководством.
Первым открытым проявлением недовольства ярославцев политикой местных властей стал невиданный провал «Единой России» на декабрьских выборах в Думу. Следующим шагом стало протестное голосование за кандидата – оппозиционера Евгения Урлашова на выборах мэра города. Ярославль прослыл городом оппозиционным – оплотом протестных настроений – для одних, и городом опасных смутьянов – для других. И месть последних не заставила себя ждать.
Любой россиянин знает, что раз попав на заметку карательным органам, он навсегда остается в поле зрения государственной машины с клеймом неблагонадежности. Месть чиновников страшна тем, что каждый винтик бюрократического аппарата будет считать своим долгом, выслуживаясь перед начальством проявить бдительность и рвение в борьбе с «врагом государства». И вот уже недавний претендент на проведение матчей очередного футбольного Мундиаля наравне с Москвой и Питером получает от ворот поворот. Впрочем, здесь стоит скорей порадоваться за ярославцев т.к. в очередной раз они не будут чувствовать себя гостями на чужом празднике, потенциальными террористами и бунтарями.
Но действительным наказанием для города стал даже не отказ в проведении на его территории знаковых международных спортивных соревнований, а выборы муниципальных депутатов. Они ярко демонстрируют, что ждет всех нас лет через шесть. Кажется, такого количества сомнительных кандидатов не наблюдалось с, не к ночи помянутых, «демократических 90-х». Кто все эти радетели родного района? Обещающие, что только с их избранием «Брагино», «Пятерка», «Нефтяга», «Заволга» или «Перекоп» вступят в эру невиданного процветания (словно отдельно взятый городской район может быть самодостаточным организмом). Где были их упитанные и не обезображенные признаками совести лица, в то время как жители их избирательных округов боролись против уплотнительных застроек и роста коммунальных платежей? В разряженном за годы «путинской стабильности» политическом пространстве первыми плодами недовольства горожан полакомятся далеко не самые достойные люди. Если бы на эти выборы был допущен кандидат «Против всех» вероятность его победы была бы крайне велика. Пока же ярославцев ожидает невозможный выбор между, в равной степени, не симпатичными людьми. Подобно тому, как долгое время голодавшие люди могут погибнуть от переедания, если их не ограничить в пище, ярославцы вновь могут погрузиться в политическую апатию и безразличие. До новой трагедии?