rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
27

Перипетии теории Империализма

138

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

171

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

277

Европа: радикальные левые против своего империализма

Главная Рубрики Интервью 2012 Сентябрь Судьба “Метрополя”

Судьба “Метрополя”

Об истории здания, и его судьбе корреспонденту Рабкор.ру рассказал кандидат политических наук, член Союза краеведов России, автор и куратор проекта СовАрх, консультант по вопросам истории московской архитектуры ХХ века в телепроектах «Городские прогулки», «Рожденные в СССР» и пр. – Денис Ромодин.

Всё-таки Метрополь не только гостиница, но и объект культурно наследия, памятник модерна, к тому же, расположенный в двух шагах от кремля – в самом центре столицы. Не могли бы вы подробнее рассказать, в чем именно уникальность гостиницы, какова история её создания?  

История здания началась ещё в 1838 году, когда на этом месте купец Челышев построил вдоль площади двухэтажную гостиницу, во дворе которой разместил бани «Челыши». В 1898 году «Челыши» приобрело Северное домостроительное общество, учрежденное промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, который решил построить тут городской культурно-досуговый центр с первоклассным отелем. Здесь должны были разместиться рестораны, художественные галереи частная опера Мамонтова.В 1899 году был проведен конкурс на лучший проект комплекса, который выиграли архитекторы Лев Кекушев и Николай Шевяков, но Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшего четвёртое место, так как именно его проект лучше всего подходил для размещения на фасадах работ друзей-художников мецената. Но в этом же году Савву Мамонтова арестовывают по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Мамонтова, но всё его имущество вместе со строящимся «Метрополем» ушло на погашение долгов. Новые владельцы полностью меняют замысел, убрав из «Метрополя» всю некоммерческую функцию. Театральный зал вместимостью 3000 зрителей под стеклянным куполом был переделан под ресторан. Появляется двухзальный кинотеатр, которого изначально не было в проекте. Открытие гостиницы было намечено на 1901 год. Но сильный пожар, начавшийся на последних этапах отделки здания, уничтожил интерьеры. Лишь в 1905 году гостиница наконец-то была открыта. Над проектом восстановления работали архитекторы Стефан Галензовский и Павел Висневский. После открытия «Метрополь», рассчитанный на 400 номеров с богатой отделкой и современным оборудованием, стал уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплексом в России. 

Гостиница известна ведь не только своей архитектурой, но и постояльцами. Что вы можете рассказать о её работе в дореволюционные и советские годы? 

Разумеется, гостиницу прославили постояльцы уже советского периода истории «Метрополя». После того, как здание сильно пострадало во время артиллерийского штурма в октябре 1917 года (здание было занято отрядами юнкеров), комплекс был восстановлен и приспособлен под «Второй Дом Советов» для размещения членов правительства, которое переезжало в 1918 году из Петрограда в Москву. Здесь до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали Владимир Ленин и Лев Троцкий; на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, председателя ВЦИК. В номерах гостиницы проживали Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко.

В 1920-х годах «Метрополь» вновь открылся в качестве гостиницы. Здесь в разные годы жили Сергей Прокофьев, Александр Куприн, Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек. 

Существует ли практика, какие-то прецеденты продажи подобных сооружений в России и за её пределами? 

Конечно, как и любая недвижимость в мире, которая продаётся и покупается. Это обычная мировая практика. Кроме того, для создания и поддержания статуса и звездности гостиницы нужны профессиональные управляющие гостиничной сети, которые имеют многолетнюю практику управления такими комплексами. А «Метрополь» – это ещё и отель с богатой историей, которая делает эту гостиницу эксклюзивной.

Какова дальнейшая возможная судьба памятника? Не подвергнется ли он серьёзной перестройке, какие существуют гарантии сохранения его облика, каковы будут обязанности владельца, и вообще, насколько тот вид, в котором мы сейчас знаем гостиницу, соответствует историческому ее облику гостиницы? Все-таки в начале 1990-х она была реконструирована. Да и до этого облик менялся: цитата из В.И.Ленина на фасаде, разумеется, появилась уже в советскую эпоху.  

Я не вижу здесь каких-либо опасений относительно экстерьеров и интерьеров сооружения. Что касается интерьеров «Метрополя», то они были фактически заново созданы в период реконструкции здания в 1986-1990-х годах. За 22 года многое уже требует повторной реставрации. Многое из того, чтобы было сделано к 1990 году и в то время было современным, к нашему времени устарело и не соответствует статусу пятизвездочной гостиницы. До сих пор очень спорным является остекление гостиницы, которое было сделано в результате последней реконструкции 22 года тому назад. Тонированные стекла никак не сочетаются с историческим фасадом здания. Если говорить о самом фасаде, то, конечно, ему требуется тщательная реставрация. Особенно фризов и керамических панно.

Я не думаю, что следует уничтожать цитату из Ленина и полностью восстанавливать первоначальный фриз со строкой Ницше со стороны Театральной площади, так как эта же цитата сохранилась со стороны Театрального проезда. Это история, которая запечатлена в керамике. 

Если гостинца сменит своё предназначение, как это скажется на гостиничном деле вообще? 

Вряд ли это произойдет. Здание представляет коммерческую ценность прежде всего именно как гостиница. И я надеюсь, что новый владелец привлечет достойную гостиничную сеть, которая имеет опыт управления подобными комплексами. 

Отдельно хочется спросить о панно «Принцесса грёза» – украшающем фасад, хотелось бы услышать о нём подробней? 

Несомненно «Принцесса Греза», созданная Михаилом Врубелем, – самая известная часть экстерьера «Метрополя». История врубелевской «Принцессы Грёзы» началось в 1896 году, когда Сергей Витте заказал художнику для нижегородской художественно-промышленной выставки оформление павильонов. Для одного из фрагментов Врубель использовал былинный сюжет, а для другого – сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», которая в русском переводе получила название «Принцесса Грёза». Но члены Императорской академии художеств порекомендовали не выставлять работы Врубеля на выставке, найдя их слишком вызывающими. Работы, однако, были выставлены Саввой Мамонтовым в отдельном павильоне, который он выстроил по собственной инициативе. Правда, публика не оценила работы Врубеля. Но Мамонтов все же уговорил его повторить «Принцессу Грёзу» в керамике, на строящемся здании гостиницы. Так панно было увековечено на фасаде здания. Оригинал сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. 

Сен 9, 2012Рабкор.ру
9-9-2012 Интервьюархитектура, город, история16
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Новые люди в “Нехорошей квартире”Новая левая партия: трудности на пути создания
  См. также  
 
Зелёная инфраструктура городов
 
Михаил Лифшиц и проблема термидора
 
Кинопоказ: Из цикла «История мирового киноискусства»
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру