21 августа в Москве, в Институте философии РАН, состоялась лекция Славоя Жижека на тему "Возможно ли сегодня оставаться гегельянцем".
Люблянская школа психоанализа, ярчайшим представителем которой является Жижек, основана на собственном прочтении и синтезе идей Маркса, фрейдиста Лакана и немецкого классического философа Гегеля. Последнему и было посвящено красноречивое выступление знаменитого словенского философа.
Во вступительном слове Младен Долар, вместе с Жижеком посетивший столицу, назвал Гегеля философом, "приоткрывшим для нас современность". Он также заметил, что Гегель не признавал мудрствования вне истории. Философское наблюдение может иметь смысл только во время погружения в происходящее.
Жижек, разумеется, утвердительно отвечает на вопрос, вынесенный в название лекции. По его мнению, величайших представителей мировой философии – Платона, Декарта и Гегеля – объединяет то, что их идеи отрицаются последующими философами. Даже среди современных гегельянцев принято сохранять дистанцию в отношении своего учителя. В среде интеллектуалов Гегель воспринимается как "философский безумец". "Моя задача – оспорить этот смехотворный образ Гегеля" , – заявил Жижек.
В первую очередь, пошла речь о диалектике, которая является центральным понятием в философии марксизма. Жижек объяснил её смысл на примере эпизода из голливудского фильма про советскую шпионку. В этом эпизоде на просьбу принести кофе без сливок, официант отвечает, что не может принести кофе без сливок, так как осталось только одно молоко. Он предлагает принести кофе без молока. Это, по мнению Жижека, очень характерно для современной идеологии, которая "выдаёт одно отсутствие за другое отсутствие". "Мы хотели свободу и демократию без коррупции, а получили свободу и демократию без солидарности", – приводит пример философ.
Жижек объяснил также понятие единства противоположностей в диалектике Гегеля. Так, преступление и закон суть одно и то же. Здесь Жижек приводит рассуждения анархиста Прудона, полагавшего, что частная собственность – это кража. Воровство – это отрицание собственности, а понятие «кража» включено в понятие «собственность». Когда кто-то говорит, что это моё, а не твоё, он становится вором. Т.е. сам закон нарушает свои же запреты.
Жижек замечает, что в какой-то мере, Гегель ещё больший материалист, нежели Маркс. У последнего предполагается наличие субъекта истории, а у Гегеля отсутствует сам исторический план и необходимость. Жижек сравнивает этот подход с состоянием влюблённости, когда встреча с любимым человеком случайна, но кажется, что все предшествовавшие события вели к этому. "Эта идея наталкивает на важную мысли об онтологической незавершённости мира», – подчёркивает Славой Жижек.