rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
96

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

234

Европа: радикальные левые против своего империализма

429

XX век прошёл

Главная Культура 2012 Август Громкая выставка

Громкая выставка

До 15-го сентября в Политехническом музее проходит выставка «РеКонструкция шума» (именно так, с двумя заглавными буквами). Предварительно, чтобы не ошибиться, спросил: куда идти у смотрителя. Мог бы не спрашивать: даже если бы я по какой-то причине пропустил афишу выставки, достаточно было идти на звук. В экспозиции всё грохочет, трещит, свистит, в общем, издаёт все известные человеку виды шумов. Выставляются здесь реконструкции инструментов – шумовых аппаратов Владимира Попова, при помощи которых озвучивались в начале ХХ-го века спектакли МХАТа, театра им. Вахтангова, кинофильмы. Выставка серьёзная, вполне научная, но лучше всего сюда наведаться с детьми – им-то пошуметь будет гораздо интереснее, чем взрослым. Ведь это же почти магия: просто вращаешь барабан, а звук – словно дождь пошел или будто ветер свистит, либо подергаешь коробочку, а получается так, словно лягушка квакает, – восхитительно. И дети ходят и трогают, вращают, стучат, дергают. Впрочем некоторые взрослые от них тоже не отстают – приятно же хоть иногда побыть ребенком – пошуметь вот, например. Заявленного в релизе «театра шумов» из этой какофонии, правда, не получается, ну и ладно, не до этого, главное чтобы звучало. Однако к такой сверхинтенсивной эксплуатации механизмы Попова оказались не готовы. Периодически они выходят из строя, приходится их чинить, не прерывая экспонирования. Так что на выставке всё время каких-то инструментов не хватает. Мне, например, не удалось во время посещения услышать «аппарат сверчок», а было бы интересно – ну правда.

Выставка довольно небольшая, всего несколько залов, много техники здесь не разместишь, и всё же удивительно: сколько разных оттенков есть у обыденных шумов, на которые мы даже не обращаем внимания. Впрочем, некоторые шумы мы сегодня уже почти нигде, кроме как в том же, озвученном аппаратами Попова кино, и не слышим. Скажем, чуть ли не отдельная комната, отведена аппаратам, реконструирующим шум работающего паровоза с его свистками, стуком колес и пыхтением. Или вот лошадь – много ли от неё может быть шума? Ну, заржала, ну, побежала. Однако, лошадь, везущая сани по морозному снегу, – совсем не то, что лошадь, бегущая по каменной мостовой или мчащаяся по степи, и озвучивать их надо тоже совершенно по-разному. Аппарат для имитации снежного скрипа – длинная черная дорожка, насколько можно судить по реакции посетителей – один из самых популярных аттракционов выставки. Всего на выставке четыре отдела. Лошади всех разновидностей, в том числе, «жующие овес», входят вместе с паровозами и автомобилями в раздел «транспортные шумы». Помимо транспортного, остаётся ещё три отдела: природных шумов – здесь стоят механизмы для изображения ветра, дождя, ливня, капели, бурных волн. Отдел, посвященный батальным сценам, небольшой, но вместивший многое: от средневековья, до начала ХХ-го века. Здесь можно, например, попробовать изобразить шум атакующего танка. Последний отдел – индустриальных шумов, здесь изображаются звуки забиваемых свай и прочей трудовой деятельности.

Если хотите почувствовать себя хотя бы отчасти паровозом или лошадью, самостоятельно озвучить кусочек фильма Эйзенштейна (и не только его – всего в экспозиции девятнадцать видеопроекций), заходите в политехнический музей, там интересно. Музею грозит реконструкция и, хотя в официальном релизе выставки сказано, что предполагается дальнейшее экспонирование на других площадках и даже в других городах, когда у вас будет второй шанс посетить что-то подобное – неизвестно.

Юрий Угольников

Авг 8, 2012Юрий Угольников
8-8-2012 Культуравыставка, музыка, Политехнический музей4
Фото аватара
Юрий Угольников

Магистр истории, выпускник РГГУ, журналист и литературный критик, писатель.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Капиталист на Кубе: история одного фиаскоСмотр молодого искусства
  См. также  
 
Найти еврея на Солянке
 
Робкий панк
 
Автопортрет «вненаходимости»
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру