Услышав слово "профсоюз", офисный рабочий сразу же представляет себе банкетный зал и корпоратив. Госслужащий вспоминает о скидках на путевку в пионер-лагерь для своего ребенка. Марксист – собрание рабочих на заводе и последующий трудовой конфликт. Бытие определяет сознание. Но мало кто может представить себе работников индустрии моды, объединившихся ради отстаивания своих прав. Алексей Симоянов побеседовал с Наталией Гынку, президентом профессионального союза работников модельного бизнеса, о том, каким видят будущее нашей страны современные дизайнеры и модели, и каких условий труда они хотят добиться для своих коллег.
В широком общественном мнении принято считать, что профсоюзная деятельность присуща традиционным сферам занятости в промышленности и на транспорте. Профсоюзы создают шахтеры, металлурги, железнодорожники, ткачи и т.д. В обыденном представлении именно такие люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, обычно составляют профдвижение. В то же время как труд в модельном бизнесе представляется несложным и высоко оплачиваемым. Так ли это? Можно ли сказать, что работники и работницы модельного бизнеса подвергаются эксплуатации?
Да, я с Вами абсолютно согласна. Касаемо традиционного понятийного восприятия обществом профсоюзного движения в мире, надо отметить, что с уничтожением СССР глобальный бизнес получил возможность свернуть финансирование большинства социальных программ и обязательств, которые были сдерживающим фактором в сравнительном противостоянии обществом двух полярных систем.Профсоюзам, потерявшим идеологическую опору, «плавно», но безапелляционно предложили играть на поле бизнеса. По его правилам. Превратив их в неких несимпатичных «попрошаек». Сегодня профсоюзы стали восприниматься обществом и преподноситься СМИ обывателю как объединения, разрушающие стабильность в обществе. Посмотрите новости – там показывают диспетчеров, из-за которых люди спят сутками на полу, железнодорожников из-за которых страдают тысячи ни в чем не повинных людей. Обыватель видит эту пугающую картинку и понимает: профсоюзы – это плохо!
Существует общемировой тренд, затрагивающий профсоюзы, который набирает обороты с пугающей быстротой – это «затачивание» всей глобальной системы под «золотой миллион». Количество «деревативов» превысило все мыслимые рекорды, а бизнес продолжает строить взаимоотношения в обществе «под себя», тем самым подпиливая «сук, на котором сидит». Но это суть бизнеса – делать деньги на всём и на всех, поэтому остановит его только революционная смена исторической формации. Это мысли про стереотипы, касающиеся первой части вопроса.
Теперь о модельном бизнесе. Важное замечание – мы говорим о России.
В нашей стране нет модельного бизнеса вообще. Нет де-юре и де-факто. То есть, есть организации, типа «модельных агентств», эксплуатирующие модный громкий образ, но на самом деле их фактическая деятельность весьма далека от декларируемой. Их основной доход – это сутенерские, эскорт услуги, сводничество и тому подобные предложения. Дело в том, что в России почти полностью уничтожена легкая промышленность. Она – основной заказчик модельного бизнеса. Денежные объемы потенциального рынка пока чисто символические. Их критическая масса весьма далека от необходимого значения. А рекламный и журнальный бизнес покупает за копейки, или просто ворует, западный продукт. Так что сам бизнес нам предстоит ещё создать.
Сложна ли профессия модели? Я авторитетно заявляю, и готова доказать свои утверждения, что труд профессиональной модели в России в показателях: «сложность – количество труда – риски – оплата» является самым незащищенным. Эти коэффициенты кореллируют и соизмеримы только с подобными показателями труда «гастарбайтеров» из солнечного Таджикистана. Профессиональная модель получает всего 100-200$ за ненормируемый рабочий день, который может быть всего одним в неделю. Это притом, что ей нужно быть всегда в безупречной, идеальной форме и что она на несколько порядков выше, по всем параметрам (качество кожи, тела, умение двигаться, актерское мастерство, интеллект и т.п.) любой самой «крутой» стриптизёрши, которая за ночь получает в десять раз больше!
Работодатели? Этот класс вообще трудно классифицировать и привести любую статистику с цифрами. Нет преемственности поколений, нет культуры, нет тренда, нет моды на создание своего интеллектуального имиджа продукта. Никто ничего не придумывает. Мне, обычно тычут западный журнал и говорят – « хочу, как здЭсь».
Ты – профессионал и поэтому выкладываешься по полной. Выдаешь шедевр. Но как «Вася» может понять, что благодаря именно этому шедевру его партия товара «улетела»? Он, как правило, думает – что товар ушел лишь благодаря ему родному – крутому бизнесмену.
Не могли бы вы вспомнить, как (при каких обстоятельствах), когда у вас родилась идея создания профсоюзной организации?
Идея родилась давно, так как я постоянно искала пути и способы защиты своих профессиональных интересов, но решилась на её реализацию я только сейчас. Когда поняла, что созрела морально и готова правильно защищать себя и товарищей. Поняла, что настало время выполнить свой гражданский долг перед собой и обществом. Дело в том, что если ты действительно считаешь себя профессионалом, то должен соответствовать общепринятым критериям. А правила таких критериев, к счастью, есть и определены. Одно из них – создание общественного объединения людей по профессиональному признаку.
Какова численность вашей профсоюзной организации, входит ли она в более крупные профобъединения (например, КТР или Соцпроф)?
Сейчас численность нашей организации – всего 32 человека. Но! Это настоящие «бойцы» – профессионалы. Решительные, амбициозные и смелые. Готовые бросить вызов сложившимся стереотипам и обществу. Готовые все изменить и перевернуть с головы на ноги. Для эффективной и результативной деятельности, сразу же после учреждения нашей организации мы обратились с заявлением и были приняты в «Союз профсоюзов России».
Есть ли у вашего профсоюза стратегические цели, или вы занимаетесь только защитой интересов работников в определенных конкретных случаях?
У нас не просто стратегические цели, связанные с модельным бизнесом. Наша основная стратегическая цель – изменение отношения в обществе к труду в целом. Изменение базисной общественной нормы. Сегодня модно украсть, обмануть, рядом стоящего или просто продать своё тело – это стало обыденностью и считается нормой. Сегодня не модно честно трудиться и что-то создавать своим трудом! Люди уважают человека в «мерседесе» априори. Им не важно, то, как он заработал на этот «атрибут признания». В этом, как мне кажется, и есть глубинная трагедия общества сегодняшнего дня.
Профсоюзное движение во всем мире терпит крах и не желает, или ему попросту не дают, перестраиваться. Профсоюзы России в странных попытках реализовать западную модель, вызывают лишь саркастическую усмешку у здравомыслящего человека. Мы считаем что профсоюзы – должны быть авангардом и элитой общества, пассионарием, авторитетными профессионалами, создающими общественный тренд, ценности и моду в обществе «с низу». Мы те, кто обязаны остановить этот поток безвкусицы, примитивизма, дилетантства и непрофессионализма. Мы те, кто наконец, должен сказать обществу, что деньги не могут быть абсолютной целью Человека. За деньги счастье не купишь, а только удовольствия и то, на один раз. Мы те, кто должен напомнить российскому народу, что его сила в единении и самобытности. Мы – те, последние, кто остался перед поколением «Пепси», кто ещё может что-то изменить. Мы ещё можем, по крайней мере, обязаны попытаться, вернуть стране былую славу и гордость. Мы те последние, кто должен доказать всему миру что нас, русских рано списывать в сырьевой придаток мира. В наш профсоюз входят состоявшиеся личности – профессионалы. Нам не интересна просто «битва за кусок» с бизнесом и работодателем. Нам интересно построение новой системы ценностей в обществе и восстановление исконных, культуро-определяющих базисных основ. Мы хотим гордиться нашими дедами и отцами, а не только личным знакомством с Джексоном и обложками в западных журналах.
Есть ли у Вашего профсоюза политическая позиция по ситуации в стране? Можно ли отнести ваш профсоюз по политической ориентации к левым-правым? Профсоюз работников модельного бизнеса это оппозиционная, лояльная политической системе или просто независимая структура? Превалируют ли в вашей среде, какие либо идеологические симпатии (например, к либералам, коммунистам, социалистам, националистам и пр.)?
Считаем ВСЕ политические партии страны – бизнес проектами и ничем более. Но если бы была гипотетическая партия «Здравого смысла», то мы, наверняка, объединили бы с ней активы.
Я хочу, чтобы вы поняли – профсоюз модельного бизнеса – это союз самодостаточных, умных людей – профессионалов, которые объединились в надежде совместно отстаивать свои как профессиональные, так и общегражданские интересы. Мы – ярые противники не только крайних радикальных течений, но и героев нашего времени эгоистов – «либерастов». Мы убеждены и считаем, что личные интересы гражданина могут быть выше государственных, но никак ни могут быть выше общественных. И всё. Всё остальное – субъективные условности. Рассуждать о которых – пустая трата времени.
Как вы оцениваете перспективы вашего профсоюза? Вы нацелены на то, чтобы со временем стать влиятельной общественной силой, или просто занять свою нишу в общественной повестке дня, или вы, достигнув определенной цели, свернёте деятельность?
Мы – реалисты. Живем сегодня и сейчас. Наслаждаемся каждым мгновением жизни в этом мире. Перспективы нашего профсоюза зависят полностью от того, победит ли здравый смысл в нашем обществе или так и будем медленно, но уверенно превращаться в тотальное «быдло». Наша цель очень приземлена и проста – «прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Мы считаем, что счастье для человека – это понять, кто он, зачем пришёл в этот мир и после, в него гармонично себя вписать. Мы не случайно выбрали такую форму объединения как профсоюз. Потому что это цивилизованный инструмент обратной связи в правовом обществе. Его роль – конструктивна. Государство – это аппарат насилия – танк, который давит всех непокорных. Кто-то стоит, недовольно бурчит, с граблями в огороде как тетки в мультфильме «Жил был пес», а кто-то с кирпичом бежит на этот танк, как ребята с «болотной». А мы считаем, что тот, кто управляет этим танком, рано или поздно, устанет рычаги таскать, и нам предложит «порулить». Утопия? А кто его знает. Вон Путину когда-то ведь предложили порулить, так он до сих пор рулит. Жаль вот только – не туда…