Главный вопрос текущей политической жизни в России – пройдут ли «выборы Путина» в один или два тура. Нет, речь, разумеется, не о том, как будет голосовать население. Это как раз особенного значения не имеет и на процесс не повлияет. Решение должно быть принято заранее и соответствующим образом выполнено. Избрание президента – слишком важная задача, чтобы доверять её решение каким-то избирателям, не приобщенным к таинствам государственной мудрости.
Вокруг выборов разворачивается нешуточная борьба. И борьба эта, естественно, не имеет никакого отношения к соперничеству кукольных кандидатов, выставленных на потеху публики. Но это и не борьба власти с «внесистемной оппозицией», организующей уличные митинги, хотя именно эти митинги и создали проблему. На фоне стремительно растущего массового недовольства противостояние разворачивается в самих правящих кругах, явственно разделившихся по вопросу о выборах на две фракции.
Нет, это не левые и правые. Это тупые и хитрые.
С точки зрения хитрых выборы вполне могут пройти в два тура. Это докажет демократизм существующей системы, а главное – гарантирует легитимность результата. Ведь кто бы из марионеток ни вышел во второй тур, заранее ясно, что кандидат №2 признает свое поражение, даже если страна в массовом приступе мазохизма проголосует за «кого угодно, лишь бы против Путина». Чего стоят официальные партии мы уже знаем. А кто не знал этого раньше, должен был бы догадаться, понаблюдав за их поведением в декабре 2011 года.
Поскольку господин «Кто угодно» нам предоставлен в том же комплекте и теми же кукловодами, что и господин Путин, вы можете голосовать как угодно, не влияя на результат.Разница лишь в том, что оснований оспаривать итог выборов не будет, коль скоро не будет и пострадавшего, жалующегося на «украденную» победу. Даже самые грубые фальсификации во второму туре будут выглядеть более убедительно и благопристойно, чем такие же подтасовки в первом туре. Но скорее всего и фальсификации особенной не понадобится. Выбирая между настоящим Путиным и картонным оппонентом изрядная часть избирателей согласится на первого. После этого логично сделать жест примирения, создав правительство национального единства, куда в зависимости от расклада можно будет пригласить и Прохорова, и Зюганова, и уж тем более – Миронова.
Увы, этот изящный сценарий кажется чиновникам слишком сложным. Силу набирает партия тупых, выступающая за простые решения. Согнать в феврале на мороз сто тысяч человек, запихнуть их на площадь, вмещающую шестьдесят тысяч, отчитаться за двести и начислить в марте 60% голосов «национальному лидеру», не слишком утруждая себя подсчетами. Единственная серьезная проблема – избежать ходынки на местах массовых сборищ и слишком большого числа обморожений. При этом снижение реального числа участников проправительственных мероприятий является плюсом, а не минусом. Во-первых, риск непредсказуемого поведения толпы снижается, а во-вторых, оставшиеся деньги можно попилить.
Хитрые ещё не сдались окончательно, но с каждым днем у них всё меньше шансов. Тупые, скорее всего, победят, выборы пройдут в один тур. А если кто-то будет задавать дурацкие вопросы, то для таких людей есть на избирательных участках видео-камеры, которые вам покажут затылки всех присутствующих членов комиссии. Для тех, кто не будет удовлетворен этим зрелищем, есть просто камеры. Уже без видео.
Политическая логика хитрых апеллирует к легитимности. В условиях пошатнувшегося доверия к власти надо предъявить новые аргументы, доказывающие, что президент по праву занимает свой пост. Тупые тоже апеллируют к легитимности, но только понимают её прямо противоположным образом. «Национальному лидеру» не пристало добиваться победы во втором туре. Нация обязана знать своего героя. А если она забывает о своих обязанностях, то тем хуже для неё!
Простота решений, предлагаемых тупыми, соблазнительна и ведет их к успеху. Разворачивающаяся кампания публичного одобрения в сочетании с истерикой по поводу катастрофы, которая грозит стране в случае неверного выбора, практически не оставляют выбора самой бюрократии, постепенно загоняя её в колею, предложенную фракцией тупых. У власти просто не остается резервов – политических, финансовых, пропагандистских, идеологических и даже эмоциональных для игры в два тура. Все ресурсы использованы сразу, все козыри с ходу выложены на стол, всех «лидеров мнений», которые могли бы изобразив гражданское достоинство, потерпев и посомневавшись, в последний момент веско высказаться за Путина, «запалили» уже в начале февраля.
Итак, тупые побеждают хитрых, навязывая нам выборы в один тур, которые заведомо не будут восприняты обществом как честные и легитимные. В них не поверит даже изрядная часть тех, кто реально проголосует за Путина, даже – и в первую очередь – те, кого свозят на холодные московские площади, те, кто очень хотел бы поддержать власть, при условии, что она проявит хоть некоторую толику здравого смысла. Но, увы и ах… Не проявит.
Тупые уверены, что никто (даже их собственные хитрые коллеги и, в случае чего, даже сам Путин) уже не смогут им помешать вечером 4-го марта провозгласить своего хозяина победителем президентских выборов. А вот о том, что случится 5 марта они, будучи тупыми, не думают.
Нет, они, конечно, готовятся к протестам, но чего стоят все эти протесты перед силой государства? В декабре можно было испугаться, во-первых, от неожиданности, а во-вторых, из-за склонности московских и питерских демонстрантов к агрессивному поведению. Однако теперь всё по-другому. Власть знает, к чему быть готовой, а лидеры оппозиции доказали, что максимум, что они могут организовать, это веселые шествия с шариками и ленточками.
Чего бояться?
Между тем объективная ситуация далеко не такова, как думают тупые и она даже куда хуже, чем склонны признать хитрые. Экономический и социальный кризис развивается по собственному графику, совершенно не связанному со сценариями предстоящих выборов.
В начале февраля в Интернет прокремлевскими политтехнологами был запущен клип о том, какие ужасы ждут нашу страну в случае ухода Путина. Главная катастрофа – справедливо предсказанная авторами агитки, не имела, однако, никакого отношения к гипотетическому уходу «национального лидера». Речь шла о том, что весной «вторая волна» мирового кризиса, докатившись до России, вдребезги разнесет экономику. А теперь представьте себе, что всё то же самое происходит – при Путине. Кого смоет этой волной с капитанского мостика?
В условиях неминуемого кризиса важнейшим козырем власти является легитимность. Но именно этого козыря её лишает политика тупых. Время между выборами и отстоящей от них на два месяца инаугурацией будет потеряно для какой-либо конструктивной деятельности. Вместо того, чтобы разбираться с экономическим кризисом, придется бороться с оппозицией.
До тех пор, пока остановка предприятий и массовая задолженность по заработной плате ещё не выталкивает на улицы новые тысячи протестующих, власть может пытаться противопоставлять недовольство «сытой» Москвы лояльности не столь сытой провинции. Но когда начнется бунт голодных, правящие круги осознают, что зря сетовали на нелояльность сытых.
Момент истины приближается не только для власти, но и для оппозиции, которой нечего сказать обществу и нечего предложить, кроме отставки группы зарвавшихся чиновников, которых хотят заменить на другую группу, несколько менее скомпрометированную. Нужна же радикальная антикризисная программа, основанная на массовом перераспределении ресурсов и национализации сырьевых монополий – единственного источника, из которого можно извлечь средства для решения проблем развития. Эта программа не может быть спущена обществу сверху, она может быть только навязана государству снизу. И в этой ситуации политика левых по отношению к выборам состоит не в борьбе за гипотетический второй тур, а в подготовке к неминуемому «третьему туру» – социальному противостоянию.