А теперь про Химкинский лес
Как справедливо отметил Евгений Козлов, один из координаторов Движения гражданских инициатив, защита Химкинского леса «стала очевидным рубежом, показала, что власть теперь будет вынуждена считаться с этим движением».
Не исключено, что движение в защиту Химкинского леса может стать ядром будущей «партии зеленых». Во всяком случае, движение вышло за рамки защиты собственно Химкинского леса. Начало февраля ознаменовалось открытием второго экологического фронта в Москве. 5 февраля на акцию против функционирования спортивно-досугового центра на особо охраняемой природной территории «Ландшафтный заказник Теплый Стан», которая прошла на юго-западе Москвы, собралось более 100 человек. Акцию организовали активисты Движения в защиту Химкинского леса.
9 февраля перед Московской областной Думой активисты этого движения совместно праволиберальной партией «Правое дело» провели пикет против застройки Правого берега Канала имени Москвы, где планируется возведение порядка 60 домов от 3 до 24 этажей. Участники акции выступили против захвата поймы речки Химка и Станции юннатов в водоохранной зоне Канала, который является источником водоснабжения Москвы. В этой зоне, напомним, запрещено любое строительство, там могут размещаться только зеленые зоны. Кроме того, частично жилой комплекс «Правый берег» возводится на территории старого кладбища.
10 февраля одна из участниц движения Алла Чернышева вместе с двумя детьми была задержана милицией по подозрению в телефонном терроризме, но вскоре ее отпустили.
13 февраля 50 защитников Битцевского леса провели пикет в этом лесу. Пикет длился около часа. Участники принесли с собой плакаты «Сохраним Битцевский лес. Эта зелень выделяет кислород», «Спорт – не в ущерб природе». В пикете участвовали представители инициативные группы Опалихи, Северного Чертаново, «В защиту Битцевского леса», «В защиту Химкинского леса», а также Greenpeace России.
Сбор подписей против строительства в природно-историческом парке «Битцевский лес» и ландшафтном заказнике «Теплый Стан» объектов инфраструктуры защитники природы начали еще в конце января. Тогда же они написали заявление на имя прокурора Москвы.
Что касается собственно Химкинского леса, который по имеющейся информации лес начнут вырубать уже в марте, то он пока остается горячей точкой экологического сопротивления. 3 февраля его защитники организовали пресс-тур по нему с целью показать альтернативные варианты решения транспортных проблем и ознакомить общественность с результатами независимой экспертизы проекта трассы Москва – Санкт-Петербург. Автобус с экологами, журналистами и блогерами проехался по Ленинградскому шоссе, чтобы участники пресс-тура смогли воочию убедиться, как решить транспортную проблему, не вырубая Химкинский лес. «Причем решить гораздо эффективнее и дешевле, чем это предлагается властями», – отмечают экологи.
Отметим, что представителем как Движения в защиту Битцевского леса, так и представителем Движения в защиту Химкинского леса выступает один и тот же человек – Ярослав Никитенко. Именно он сообщил СМИ, что 15 февраля активисты движения «В защиту Химкинского леса» призвали ООН помочь остановить строительство через лес трассы Москва-Петербург.
Видимо, защитники Химкинского леса решили вынести вопрос о строительстве трассы Москва – Санкт-Петербург на международный уровень. Забегая вперед, отметим, что 10 марта лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова участвовала во встрече правозащитников с вице-президентом США Джо Байденом и американской делегацией. Она передала им брошюру с изложением результатов независимой экспертизой проекта трассы Москва – Санкт-Петербург. Выводы независимых экспертов однозначно свидетельствуют о том, что строительство собираются осуществить по наихудшему варианту с транспортной, экологической, финансовой и социальной точек зрения, сообщается в блоге «Экологической обороны Московской области». Чирикова представила проект платной трассы как коррупционный, который лоббируют российские чиновники, включая Минтранс, Автодор, а также французская компания Vinci. Описав случаи расправ над экологами и журналистами в процессе борьбы за Химкинский лес, Чирикова попросила ввести санкции в отношении чиновников, причастных к беззаконию: министра транспорта Игоря Левитина, мэра Химок Владимира Стрельченко и других.
Горячие точки
В целом в стране регулярно вспыхивают очаги экологического сопротивления. Февраль не стал исключением. Так, группа жителей Веневского района Тульской области выступает против строительства цементного завода в местах возле бассейна реки Осетр, где имеется целый ряд природных и археологических памятников, и требует провести референдум по этому вопросу. 19 февраля они провели согласованный пикет в Туле.
А 18 февраля общественная организация «Байкальская экологическая волна» заявила, что рядом с жилым поселком Солзан, в 50 м от придорожного кафе, обнаружила незаконную свалку отходов деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Накануне на пресс-конференции директор Института геохимии СО РАН Михаил Кузьмин заявил, что в районе БЦБК превышен уровень диоксинов в донных отложениях Байкала. По словам ученого, диоксины вырабатываются в процессе производства беленой целлюлозы на комбинате.
Экологическую тему попыталась поднять партия «Яблоко». Ее активисты 11 февраля провели пикет в Москве у здания госкорпорации Росатом на Большой Ордынке. Они протестовали против планов «Ростатома» построить под Саратовом могильник радиоактивных отходов. «Активисты саратовского и московского отделений партии «Яблоко», а также непартийные экологи держали в руках плакаты с призывами к «Росатому» и его главе Сергею Кириенко отказаться от опасного проекта. Так, на одном из плакатов «Росатому» предлагалось «завести могильник в подвале собственного офиса», на другом – Кириенко советовали выпить чаю», – сообщает партийный сайт.
За неделю до этого, 4 февраля, Общественный экологический совет Саратовской области обратился к правительству региона, госкорпорации «Росатом», облпрокуратуре и Генпрокуратуре РФ с предложением обнародовать планы по расширению полигона радиоактивных отходов, расположенного в Татищевском районе области, сообщает в пятницу пресс-центр НКО Саратовской ассоциации «Партнерство для развития».
Жители поселка Токсово (Всеволожский район Ленинградской области) единогласно проголосовали против уменьшения особо охраняемой природной территории у озера Вероярви на последних публичных слушаниях. Об этом сегодня, 1 февраля, корреспонденту сообщила координатор движения "Против захвата озер" Ирина Андрианова.
На публичных слушаниях присутствовали около 150 жителей Токсово, представители компании-застройщика, а также начальник отдела по ООПТ комитета по природным ресурсам области Федор Стулов.
Напомним, конфликт вокруг застройки ладшафта озера Вероярви длится уже 4 года. В 2007 году компания – застройщик «Хонка – парк» объявила о намерении построить в Токсово коттеджный поселок общей площадью около 12 га на берегу озера Вероярви, что вызвало резкий протест местных жителей. В 2007 – 2008 годах состоялось несколько публичных слушаний, в результате которых жители поселка единогласно голосовали против застройки ландшафта озера, относящегося к особо охраняемой природной территории. Тем не менее, застройщикам удалось заключить договор об аренде земельных участков в Токсово с администрацией МО "Всеволожский район", но Федеральная регистрационная служба отказалась регистрировать договор аренды, ссылаясь на его незаконность. В 2008 году застройщики подали иск в Арбитражный суд с требованием оспорить отказ ФРС, но после нескольких судебных заседаний забрали иск.
В 2010 году компания снова подняла вопрос о застройке Вероярви. 24 декабря в МО «Токсовское городское поселение» состоялись очередные публичные слушания, быстро переросшие в митинг протеста.
За братьев меньших
Обычно за права животных борются либо анархисты, либо сердобольные тетушки, либо скучающие жены бизнесменов и топ-менеджеров. 5 февраля в Петрозаводске прошла традиционная для анархистов акция против жестокости меховой индустрии. 40 человек под барабанный бой прошли по центральным улицам города. Громко скандируя и раздавая листовки прохожим, активисты призывали отказаться от использования натурального меха, который на данный момент является морально устаревшим, негуманным и неэкологичным материалом.
А вот в Петербурге зоозащитное движение вышло за традиционные рамки. Правда, произошло это не в феврале, а в январе. Напомним, что 23 января акция в защиту животных, которая прошла в Петербурге на площади у БКЗ «Октябрьский», собрала около пятисот человек. С учетом температуры за бортом, целого ряда организационных накладок и того, что запланированный митинг в итоге так и не был согласован властями (мероприятие пришлось в спешном порядке переформатировать в «общение с депутатами»), – результат довольно впечатляющий. Напомним, акция антифашистов на Троицкой площади 19 января собрала двое меньше народа. Значит ли это, что сегодня люди гораздо охотней готовы выступить за права братьев наших меньших, нежели себе подобных?
10 февраля «Объединенное общественное зоозащитное движение Санкт-Петербурга» обратилось в СМИ с открытым письмом. «Как известно, действия властей нашего города в начале января 2011 года по уничтожению безнадзорных животных в связи с выявленным очагом вируса АЧС вызвали широкий общественный резонанс и, по мнению многих жителей города, были признаны не только жестокими, антигуманными и грубо нарушающими «Концепцию Петербурга» об отношении к безнадзорным животным, но и абсолютно неоправданными с точки зрения предупреждения распространения инфекции.
Эти действия спровоцировали в нашем городе массовое уничтожение городских животных – как безнадзорных, так и домашних, производящееся не только работниками специализированных организаций по отлову при Ветеринарном управлении СПб, но и т.н. «добровольными помощниками», действующими с особой жестокостью и цинизмом», -сообщали активисты.
Правда, больше в феврале петербургские зоозащитники о себе не заявляли.
Так или иначе, на лицо тенденция превращения экологического протеста из сугубо активистского дела в общегражданское.