Стрит-арт – идеальный жанр для коммуникации художника и зрителя, а московское метро с 9 миллионами пассажиров в день – идеальное пространство. Политическое послание выставки «Искусство против нацизма» было отчетливым и сильным.
За неделю перед митингом 19 января активисты «К-19» расклеили в метро около восьми тысяч стикеров с антифашистскими работами известных художников.
ИВАН БРАЖКИН, «РОССИЯ», 2010
Стикер-акция в метро, или в этом случае – стикер-выставка, – жанр неразрешенный просто потому, что разрешением на экспонирование предметов искусства никто не интересуется: авторы – поскольку стрит-арт и не предполагает легальности, а владельцы «выставочного пространства» – вероятно, поскольку стикерный шум в метро и так слишком велик.
Метро – идеальное пространство визуальной коммуникации, как уличные громкоговорители на стенах домов – идеальный метод коммуникации звуковой. Комитет называет метро музеем – что спорно: музей предусматривает намеренное восприятие, тогда как метро обеспечивает восприятие случайное, восприятие как побочный эффект. Метро – идеальное СМИ с почти всеобъемлющей аудиторией: даже лучше, чем улица.
НИКОЛАЙ ОЛЕЙНИКОВ, «ПЕРВОКЛАССНИЦА», 2008
Заметим, что подход самого руководства метро к художественным проектам безнадежно консервативен. Достаточно вспомнить выставку дорогого фарфора за пуленепробиваемым стеклом на «Воробьевых горах». (Хотя бывает и по-другому: например, берлинское метро предлагает пассажирам в проекте Invisible City художников, работающих в комиксовой стилистике, Саймона Греннана и Криса Сперандино – в ожидании поезда изучать мысли незаметных работников транспорта, продавщиц цветочных и газетных лавок.)
Но вернемся к самой выставке. Работы с нее – без указания авторства и без сложных сопроводительных текстов: подписи под картинками – «Комитет 19 января» и «Искусство против нацизма» – это уже общий дискурс. Кураторская концепция, как и во всей деятельности «К-19», – всего одно условие отбора и распространения работы – ее способность менять ситуацию.
Самый знаменитый автор выставки (и единственный, на чьем стикере указано имя) – Эмори Дуглас – официальный художник и министр культуры «Черных пантер». В выставке в принципе оказались задействованы достойные как авторы, так и примеры политического искусства. От ставшего знаменитым 40 лет назад постера Эмори Дугласа «Афроамериканская солидарность с угнетенными народами мира» до появившегося на брандмауэре на Невском проспекте в Петербурге в минувшем ноябре, перед Днем народного единства, саркастического слогана «Нацисты едят шаверму тайком» арт-группы «Аффинити» (перешедшего уже не только на стикеры, но и на трафареты и транспаранты). Популярную идею – «Никто не нелегален» – высказала аргентинская группа ETC (этсетера) в работе «Все правовые?», где только лишь штамп и паспорт – абсолютно понятные символы. И символы, безусловно, отнюдь не свободы, а ограничения.
Некоторые работы – вполне прямолинейные (например, иллюстрация с марширующими у стен Кремля солдатами вермахта с подписью со знаменитого советского плаката: «Дошли!»). И все же, возможно, еще более выразительными были изображения, сообщающие что-то не напрямую, а с помощью ассоциаций, как в работе Николая Олейникова. Его иллюстрация заставляет вспомнить о фронтовых письмах, горечи от потери близких, убитых фашистами. Эта работа как будто стремится передать то же чувство, что и выставка Олейникова «Острая необходимость борьбы»: сопротивление нацизму обладает своей непрерывной историей, и есть непосредственная связь между борцами варшавского гетто, советскими солдатами и жертвами уличного беспредела ультраправых сегодня.
В этом сопротивлении митинг памяти Стаса Маркелова и Насти Бабуровой, в подготовку которого было вложено столько сил, и выставка «Искусство против нацизма» займут свое место.
МИХАИЛ СОБАЕВ, «РЕНТГЕН», 2011
Другие работы выставки можно увидеть на сайте «Комитета 19 января»
Татьяна Егорова, Илья Матвеев