rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
54

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

142

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

226

Европа: радикальные левые против своего империализма

416

XX век прошёл

Главная Рубрики Авторские колонки 2010 Ноябрь Бунт предпринимателей

Бунт предпринимателей

Кто же должен платить за кризис?

История повторяется: призрак бродит по майдану, призрак новой оранжевой революции в несколько измененном формате и уже с не столь «пацифистскими» настроениями.

«Нам не нужно государство – оно для нас ничего не делает», – либертарианские лозунги просочились в массы мелких и средних предпринимателей Украины. Бунты мелких бизнесменов, тысяч представителей «среднего класса», внешне зачастую неотличимых от наемных рабочих, прокатились по Украине. Принятие (пусть и с некоторыми поправками) Налогового Кодекса встрепенуло массы «базарщиков» – частных предпринимателей. Главным камнем преткновения стала «упрощенная система налогообложения». С конца 90-х предприниматели, чей годовой оборот не превышал 500 тысяч гривен (в рублях умножаем на 4), платили единую ставку налога в размере от 20 до 200 гривен в месяц (то есть максимум – 0,48% от оборота). В новом кодексе эта ставка повышается с учетом двенадцатилетней инфляции (кроме населенных пунктов менее 150 тысяч человек) и распространяется уже на годовой оборот не более 300 тысяч. Кроме того дополнительным налогом облагаются предметы роскоши, катера и яхты (что, конечно, не актуально для большинства мелких торговцев), дома площадью свыше 250 квадратов и квартиры свыше 120. Дополнительные полномочия получает налоговый инспектор, включая право на обыск и арест имущества без санкции суда. Обязательным также становится кассовый аппарат – даже для мелких торговых точек.

«Налоговый топор занесен над самой основой рыночного капитализма», «становой хребет капитализма пытаются сломать «совковыми» методами» – так характеризуют повышение налогов на бизнес мелкие предприниматели.Неслучайно и правые всех мастей, несмотря на формально аполитичный характер протестов, примкнули к мелким бизнесменам. Это их аудитория, их традиционное поле деятельности.

«Украицы превратятся в нацию стукачей», – считают предприниматели, увидевшие тень налогового инспектора, «продкомиссаром» явившегося по наводке соседей-недоброжелателей. Предприниматели также вспоминают и древлян, убивших князя Игоря «за непомерные налоги».

До сих пор мелкий и средний бизнес пользовался налоговыми преференциями. Без них, по словам уже бывшего президента, невозможно было сломать «совковость» граждан. Если рабочий промышленности при средней зарплате (на 2009) платил 347 гривен налога плюс его работодатель 693 (итого 1040), то мелкий предприниматель лишь 200, формируя начисление пенсий в среднем для 0,1% пенсионера.

Теперь же признанная официально 60-миллиардная дыра в Пенсионном Фонде требует латания за счет «социального костяка капитализма». Что, впрочем, естественно.

Когда в конце 90-х массово сокращали рабочих госпредприятий и служащих бюджетной сферы, в качестве альтернативы и для снятия социального напряжения им, как правило, предлагалось открыть собственное дело. Массово выдавались кредиты под открытие бизнеса, стимулировавшиеся государством и рядом зарубежных фондов (в том числе USAID). Так формировался социальный класс, ставший через несколько лет базой оранжевой революции. Из разряда наемных работников сотни тысяч перешли в категорию частных предпринимателей, перевозя в забитых общих вагонах коробки и клетчатые сумки с товаром оптовых рынков. В это же время формировалось и сознание, воспринимающее государство в целом (и бюджетную сферу в частности) как хищника, то ли выплюнувшего жертву за ненадобностью, то ли «пустившего овечек на выпас».

Все правительства Украины пытались с тех пор балансировать между необходимостью задобрить бюджетников за счет налогов на предпринимателей и задобрить мелких частников за счет урезания социалки. Естественно, что крупный капитал против самого себя не играл.

Более того, происходил процесс разукрупнения предприятий, камуфлировавшихся «с целью оптимизации налогов» под серию мелких.

В данный же момент бюджетная дыра и требования МВФ ее закрыть (как условие кредитов) требуют одновременного наступления на «двух фронтах». Выражается это в принятии Налогового Кодекса (в интересах бюджетников) и попытках принять новый Трудовой Кодекс (в интересах предпринимателей).

К тому же предположительно около миллиона мелких предпринимателей вынуждены будут прикрыть свой бизнес и, соответственно, пополнить ряды безработных. В условиях сокращения рабочих мест зарубежом (гастарбайтеры) они вернутся в разряд наемных работников, что выгодно владельцам крупных предприятий – после приватизации они неустанно жалуются на дефицит кадров. Мелкий бизнес и иммиграция отобрали наиболее «активных и амбициозных работников». Такое положение вещей затрудняет проталкивание Трудового Кодекса, а усилившееся давление на рынке труда, несомненно, облегчит эту задачу. Если, конечно, мелким предпринимателям не удастся отстоять налоговые привилегии. С одной стороны, они – одна из наиболее активных частей населения, с другой (как показывают происходящие протесты против Налогового Кодекса) – они всегда воспринимают друг друга как конкурентов. Забастовкой одних «базарщиков» воспользовались другие, открыв магазинчики и ларьки ради дневной прибыли при отсутствии конкурентов.

Меж тем, украинским властям, столкнувшимся с протестами мелкого и среднего бизнеса, не остается ничего иного как взять на вооружение «антикапиталистическую риторику» и лозунги о «социальной ответственности бизнеса».

«Жирным котам из мафии придется уступить перед неуемным желанием неимущих жить по другую черту бедности… а для этого не только работяги должны заплатить налоги, но и предприниматели, и олигархи» – это отнюдь не левацкие СМИ, а «Обозреватель» «нехуденького» олигарха М. Бродского.

В ответ множатся заявления оппозиционных СМИ, пугающие «введением военного коммунизма», «геноцидом предпринимателей». Мелкие частники, считающие государство лишь обузой, навязывающей им социалку, постепенно «правеют», и их протест начинает подхватывать не только Тимошенко, но и ультраправая «Свобода», называющая себя «партией мелкого и среднего бизнеса». В выступлениях периодически проскакивает антисемитские и откровенно нацистские фразы.

Но параллельно в обществе нарастает и стимулируемое СМИ недовольство «барыгами», перекладывающими всю тяжесть налогов на «работяг».

«Гнать барыг на заводы и фабрики», – к этому зачастую сводится позиция бюджетников.
«Ради того, чтобы приносить прибыль крупным олигархам?» – парирует мелкий бизнес.

Напряженность между бюджетниками и предпринимателями хорошо характеризует следующий диалог в комментариях:


– Вполне приличные деньги за ниxepaнеделание.


– Государство, дававшее работу, развалили в 1991. Нынешнее – ничего тебе не должно. Добро пожаловать в Европу.


– Точнее, набарыжил.


– Он никому не нужен.


– Врет, сцука. Свинина в супермаркете – 55 грн. На рынке – 65 грн. Свитер в супермаркете – 170 грн. На рынке – от 500 грн.


– На Украине такие морозы два дня раз в пять лет.


– А ты еще выше цены подними.


– Вломят – перестанете.

Один мой знакомый как-то на днях заметил, что государства разделились по протестным настроениям – если в Великобритании и Франции происходят протесты против сокращения бюджетной сферы, то в США и Украине (в последнее время) против повышения налогов. Соответственно, разнятся и основные субъекты протеста. Не случайно организаторы протестов предпринимателей в Украине берут в качестве примера американское «чаепитие» (tea-party) как аналогичный по сути протест против попыток наполнять бюджет посредством увеличения налогов на частный бизнес. Как и в США, украинский аналог tea-party принимает правую риторику, говоря об «иждивенцах и нахлебниках, которых государство кормит за наш счет». Часть бизнеса, которая не слилась с государством, пытается уйти из-под его контроля, нагнетая праволибертарианские настроения. А усилившаяся конкуренция порождает некий (одновременно) капиталистически-антикапиталистический тренд – бунт солдат, мечтавших, но не ставших генералами.

«В Мексике – наркокартель, а в Вашингтоне у нас засел налоговый картель» – фраза из предвыборного ролика республиканцев находит свою аудиторию и в Украине. Мелкие предприниматели перенимают опыт «чаепития» как в лозунгах, так и в эстетике, попутно взывая о помощи к республиканской диаспоре.

«Мы – буржуазия!» – дружно скандируют мелкие рыночные торговцы, отмечая годовщину майдана. «Буржуазия», от торговок семечками до оппозиционных правительству владельцев сетей супермаркетов, чувствует свое единство. «Мы готовы на все», – произносит женщина, торгующая бытовой химией на провинциальном базарчике под шум реанимированных лозунгов 6-летней давности. Отряды милиции постепенно стягиваются к центру Киева – «Налоги против бюджета».

Ноя 11, 2010Дмитрий Колесник
11-11-2010 Авторские колонкиКиев, митинг, налоги, протест, Украина6
Дмитрий Колесник

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Журналистов убивают – значит, журналистика живаКристовскис-гейт
  См. также  
 
От личного – к политическому
 
Эффект Трампа
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру