Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России. М.: Три Квадрата, 2010.
Уровень социального протеста в современной России несравним с тем, что мы можем сегодня наблюдать в странах Европы. Бушующая Греция, выступления против пенсионной реформы во Франции, штурм офиса Консервативной партии студентами в Англии – по сравнению со всем этим социальный активизм в России кажется просто несуществующим. Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что в общественной жизни постсоветской России социальные движения и низовые инициативы вообще не играют никакой роли.
Чтобы понять, как они зарождаются, в каких обстоятельствах люди начинают отстаивать свои права, необходимо детально рассматривать каждый всплеск социальной активности, анализировать мотивацию людей и события, вынудившие их радикально изменить свою модель поведения.
Работа Карин Клеман, Ольги Мирясовой и Андрея Демидова охватывает многие проблемы, связанные с социальной активностью в России. Книга «От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России» является масштабным проектом, который может быть интересен как членам политических организаций, «завзятым» активистам, так и людям, далеким от проявления социальной активности на практике, но интересующимся общественными проблемами.
Книга оправдывает свое название: обывательская среда рассматривается в ней с разных сторон, представлена классификация моделей обывательского поведения, что очень важно для понимания движущих факторов в поведении людей. При этом сам термин «обыватель» лишен каких-либо негативных коннотаций. Авторы принципиально не примают позицию, что «все так плохо, потому что люди такие плохие».
Вместо того, чтобы довольствоваться подобными высокомерными и безосновательными выводами, они провели огромную исследовательскую работу, которая дает адекватное представление о современном положении российских социальных движений. Здесь выделяются три главных направления: монетизация льгот, жилищные и трудовые конфликты. Каждое из них подробно раскрывается на конкретных примерах социальной действительности нулевых, начиная с предпосылок и контекста того или иного движения и заканчивая взглядом изнутри, от лица «ситуативных» или «завзятых» активистов.
Анализ упадка рабочего движения в конце девяностых привел авторов к не вполне очевидным для неспециалистов выводам. В качестве одной из причин этого упадка называется негативная роль средств массовой информации в рабочем движении 1994-1998 гг. Журналисты спровоцировали процессы десубъективации рабочих: «Сегодняшнее чтение презрительных комментариев того времени поражает. Протестующие рабочие были «эгоистами», «безответственными», «ностальгирующими», «потенциальной угрозой гражданской войны». СМИ представляли трудящихся лентяями, работающими из рук вон плохо и еще требующими улучшения условий труда. Кроме того, капиталистическая действительность навязала рабочим ряд штампов, от которых не так просто избавиться. Главным из них является представление о том, что все трудящиеся – неудачники, так как не смогли добиться большего, например стать бизнесменами. И рабочие быстро усвоили, что их труд не является важным и представляет для общества минимальную ценность.
Авторы книги опираются на социологические исследования, проведенные во многих регионах России. Основной внимание в книге уделяется опыту активистов, которые еще недавно комфортно чувствовали себя в рамках обывательской модели поведения, но внешние обстоятельства в совокупности с личным опытом принципиально изменили форму их взаимодействия с социумом. Работа начинается с описания обывательской среды, делается попытка определить и раскрыть понятие "социальное движение". В третьей главе анализируются три основных направления активистской деятельности: льготы, жилье, труд. Четвертая глава посвящена поиску теоретического подхода для понимания социальных движений сегодняшней России. Одна из наиболее интересных – пятая глава. Здесь авторы подробно разбирают трансформацию обывательской модели поведения в активистскую: какие внешние факторы этому способствуют, как меняется ценностная ориентация человека, что закрепляет новую модель поведения, а что ведет к ее разрушению. В шестой главе рассматривается роль лидеров в социальных движениях и условия их появления. В седьмой главе подводятся итоги исследования и обсуждаются перспективы общественных инициатив на примере одного из наиболее успешных межрегиональных проектов – Союза координационных советов России.
Надо признать, что авторам удалось создать научно-публицистическую книгу, которая, с одной стороны, обладает достаточной аргументированностью и аналитичностью для того, чтобы удовлетворить ожидания политологов, социологов и бывалых активистов, а с другой – не лишена легкости, наглядности и доступности в манере изложения и подаче материала. Она, безусловно, является ценным вкладом в историю социально-политических движений в России. Кроме того, она способна продемонстрировать неискушенному в вопросах социального активизма читателю, что совместные действия и проявление гражданской позиции действительно могут привести к вполне конкретным результатам.
Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что книга размером с том «Капитала» просто необходима всем интересующимся проблемами социального активизма в современной России и, в первую очередь, самим активистам.