Мы говорим «НТВ» – подразумеваем «Глухарь». «Милицейский» телесериал за время своего существования окончательно превратился в лицо 4 канала. Когда этот сериал появился, его создатели обещали показать «настоящее лицо российской милиции», «как в жизни». Давайте же посмотрим, что получилось у отцов «Глухаря»: памфлет, «чернуха», а может быть – изощренная апология современной милиции? Тем более, что споры на тему «МВД и общество» день ото дня становятся все жарче, а в сентябре НТВ представляет зрителям новый сезон историй про «настоящую милицейскую жизнь».
«Глухарь» действительно оказался ближе к жизни, чем многие милицейские сериалы. Как и положено сотрудникам обычного ОВД, герои фильма расследуют не преступления глобального масштаба, а «хулиганку», мелкие кражи, грабеж и розничную торговлю наркотиками. Как и представляет себе сотрудников ОВД обычный зритель, эти персонажи берут взятки, избивают задержанных, «разваливают» или фабрикуют уголовные дела. Это и правда отличает «Глухаря» от собратьев по жанру. В большинстве сериалов про милицию все эти действия, будто сошедшие со страниц брошюры «За реформу МВД», объявляются сильно преувеличенными слухами. В крайнем случае – приписываются откровенно отрицательным персонажам, да и то эпизодическим. Вопрос в том, какую оценку дают «милицейскому произволу» своих героев создатели сериала. Осуждают или оправдывают?
Прежде всего, все перечисленные выше противоправные действия совершают персонажи положительные. Более того, среди милиционеров из «Глухаря» отрицательных героев нет.Это не значит, что никто в сериале не осуждает коррупцию или пытки. Многие серии фильма построены по следующему принципу. В фильме есть персонажи, которых самый придирчивый правозащитник мог бы на доску почета поместить – настолько они законопослушны. Любопытно, что чаще всего твердые принципы в фильме отстаивает самый молодой из следователей ОВД, Николай Тарасов. Практически всегда противозаконные действия более матерых сотрудников вызывали его негативную оценку, которая в течение серии не менялась. Однако само развитие сюжета не навязчиво, но твердо подводит зрителя к мысли – по-другому сделать было никак нельзя. При этом сериал развивается по принципу «Гарри Потера». Как известно, история про мальчика-волшебника начиналась, как детская сказка, а закончилась, как хоррор. Примерно то же самое произошло и с «Глухарем». Сначала зрителя убеждали в том, что брать взятки – вполне нормально, «а как же иначе?» Потом, что без пыток задержанных – «никак нельзя». Подбросить наркотики – «для правого дела ведь можно». В итоге становится «можно» даже без суда убить человека.
Однако если бы герои сериала регулярно кого-то пытали, убивали без суда и следствия и вымогали взятки, для многих зрителей образ такой милиции вряд ли стал бы привлекательным . Но и здесь авторы нашли выход. Во-первых, подобная «жесть» в фильме строго дозируется. Между историями с насилием лежит море какой-нибудь рутины или смешных сценок, которые должны компенсировать шокирующих эффект. Есть целые серии, где слишком уж дерзкого произвола нет.
Во-вторых, сцены «милицейского произвола» выдержаны без излишнего натурализма. Зверски избитые задержанные в фильме появляются не слишком часто. Если милиционеры бьют подростков, то происходит это не в кадре. Следы побоев на лицах тинейджеров демонстируются минимальные – даже, если до этого били человека долго, и он истошно кричал. Женщин милиционеры из сериала бьют или пытают крайне редко. Одной из задержанных герои объясняют, что «в милиции не могут, а будут пытать». Они уже готовы начать сам процесс (обернуть голову девушки полиэтиленовой пленкой, чтобы дама начала задыхаться), но в последний момент она сама во всем сознается. Обратим внимание, кого бьют в фильме положительные герои. Подчас под их кулаки попадают люди, которые пожаловались куда-то на произвол в отделении, и периодически – гастарбайтеры.
В-третьих, главные герои-милиционеры – просто «хорошие люди». Совершая все вышеописанное, они при этом нежно любят своих родных и близких (маму, сестру, девушку), готовы пойти на все ради друзей. А периодически еще проникаются сентиментальностью и могут помочь кому-то просто так. К слову, ничего не напоминает такая характеристика? Это ведь любимое оправдание сторонников известных диктаторов или родственников маньяков: «Но с нами он был таким милым парнем».
Особенно любопытен образ начальника криминальной милиции района, Станислава Карпова. Один из коллег этого гражданина не зря заявляет: «Какое точное название у его подчиненных – криминальная милиция». Подполковник Карпов «крышует» не только местный бизнес, но и бандитов. Собственные коллеги в первом сезоне сериала периодически называют его «отморозком». Но затем что-то меняется. Несколько раз в фильме появляются сцены произвола с участием Карпова, которые комментируются в стиле: «иначе нельзя». Иногда подполковник одергивает бандитов, которых сам же прикрывает. Например советует главарю банды автоугонщиков «угонять только застрахованные машины», так как «не все же воруют, некоторые и на зарплату живут». Несколько раз действия Карпова показаны на фоне еще больших «отморозков», так что в итоге зритель должен подумать: «Мужик-то неплохой, хоть иногда и перегибает».
«Глухарь» и его персонажи иногда напоминают о балабановском фильме «Брат». Только там герой – не милиционер, а бандит. Правда, брат Данилы Багрова становится в итоге милиционером. А кроме того, если герою Бодрова около 20 лет и живет он в 90-е, то главным персонажам «Глухаря» – около 30 и действуют они в забюрократизирванные 2000-е. Возможно, в юности они как раз оказались под влиянием «Брата». Другой возраст и другая эпоха определяют отличия. Они осторожнее и вынуждены учитывать наличие бюрократической вертикали. «Этот парень не так прост, у него отец в прокуратуре. Придется с ним по-честному все решать», – сетует в одной из серий главный герой фильма, Сергей Глухарев. Но оправдание произвола в обоих случаях похоже.
Большинство старых «милицейских» сериалов строились по принципу: «Да, в жизни есть «оборотни в погонах», но где-то в милиции есть и честные ребята. Не будем о плохом – расскажем о честных. О том, как это должно быть». Принцип «Глухаря»: «Да, в милиции часто творится произвол. Но по-другому нельзя. Да и творят его милые ребята. Даже в самых «отмороженных» из них хоть что-то хорошее осталось. А вообще, они такие же люди, как вы. Зачем же на них обижаться?» Ход очень умный. «Не надо ничего менять, расслабься и получи удовольствие». Хоть на премию имени Евсюкова выдвигай.