Удивительное дело. Если посмотреть данные социологических опросов, получается, что количество противников Единого госэкзамена среди россиян в 2010 году возросло. Например, среди опрошенных сотрудниками «Левада-центра» доля относящихся к ЕГЭ «скорее отрицательно» выросла с 25% в июне 2009 года до 31% – в мае 2010 (а за восемь лет проведения подобных опросов – более чем в два раза). Число в том или ином виде осуждающих данную процедуру заметно превышает число так или иначе поддерживающих (43% против 34% соответственно). По данным опроса SuperJob.ru, проведенного в июне этого года, за отмену ЕГЭ выступает 69% родителей российских 11-классников.
И тем не менее, ажиотаж в блогосфере по этому поводу сегодня куда ниже, чем в прошлом году. Рассуждения на тему «ЕГЭ – зло» по-прежнему можно встретить гораздо чаще, чем «ЕГЭ – свет в окне». Однако внимание блогеров к проблеме все-таки гораздо меньше и реагируют они гораздо более вяло.
Ключевых тем, ставших основанием для критики ЕГЭ, собственно, три. Первая коснулась самоубийств школьников, сдававших госэкзамен, о которых так активно писала пресса этим летом. Справедливости ради, стоит напомнить, что и самоубийства, и проблемы со здоровьем выпускников в экзаменационную пору случались и раньше – в доэгэшную эпоху. Впрочем, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальной ситуации Михаил Виноградов, отвечая на вопросы «Московского комсомольца», не согласился с заявлением главы Рособрнадзора Любови Глебовой о том, что самоубийства подростков никак не связаны с выпускными экзаменами. По его словам, именно экзамены стали «главным спусковым крючком суицидов».Причем, по мнению психиатра, за последние три года число подростковых самоубийств увеличилось вдвое – но ведь именно в последние два года ЕГЭ был введен во всероссийском масштабе. Хотя «после того» не значит «вследствие того» – так что проблема еще ждет своих исследователей.
Как бы то ни было, большинство высказавшихся по этому поводу в блогах связывают эти случаи именно с введением ЕГЭ – что еще раз говорит об отношении к Единому госэкзамену в обществе. Характерно, что меньшая группа блогеров, которая в таких дискуссиях вступается за ЕГЭ, довольно часто прибегает к аргументам в духе: «так и надо школьникам-самоубийцам – слабым в жизни не место, пусть естественный отбор оставит в живых только сильных».
Вторая группа – это обсуждение скандалов, связанных с ЕГЭ. В этом году самой громкой оказалась история об учителях из Морозовска (Ростовская область), исправлявших тексты за избранных учеников. Чуть менее известными (но развивавшимися по такой же схеме) – скандалы с участием коррумпированных учителей в Новохоперске (Воронежская область) и Володарской средней школе (Астраханская область). Опять же справедливости ради укажем, что решить экзаменационную работу за учеников (или уже в вузе – за абитуриентов) преподаватели могли и при старой системе. Но все же критика в сети из-за этих инцидентов обрушилась именно на ЕГЭ. «То есть для кого-то ЕГЭ – это испытание, зубриловка правил и формул, а для кого-то это ровным счетом ничего, если смог договориться», – возмущается пользователь grakost.
Наконец, третья тема – это число выпускников, оставшихся без аттестатов. В этом году таких окажется около 16 000 (2,1 % от общего числа выпускников). В Рособрнадзоре подчеркивают, что их численность – меньше, чем в прошлом году. Однако в блогах по-прежнему можно встретить опасения, что эта группа окажется вовсе выброшенной из жизни. Впрочем, их уже значительно меньше, чем раньше.
Таким образом, настроения блогосферы оказались просто отражением баталий в СМИ. В прошлом году, когда журналисты и эксперты много говорили о том, что «экзамены в форме тестов оглупляют», сеть была переполнена сетованиями в духе «следующее поколение будет тупее американцев». Сегодня внимание обитателей рунета крутится уже вокруг тем «волны суицидов из-за ЕГЭ» или «покупки результатов богатыми родителями».
Однако сейчас мы говорим о реакции тех, кого проблема ЕГЭ не касается непосредственно. А что же те, кто сами оказались в эпицентре ЕГЭ – школьники, родители, учителя? Сами выпускники систему ЕГЭ критикуют не так уж часто. Они просто принимают ее как данность – ничего другого им и не остается. Правда, сеть переполнена жалобами на очень трудные тесты. А вот родители пишут возмущенные посты гораздо чаще. Причем их главное обвинение – в социальной несправедливости экзамена. То и дело в сети можно встретить обвинение, что чей-то сын – скажем, призер региональных олимпиад – написал тесты с худшим результатом, чем известный всей школе двоечник, которому повезло иметь обеспеченных родителей.
С учителями еще интереснее. Часто от апологетов ЕГЭ можно было услышать ернические замечания о том, что, если новая форма экзамена повышает уровень коррупции в школе, учителя-то как раз никак не могут быть противниками экзамена. Но достаточно зайти на педагогические интернет-форумы, чтобы убедиться, что здесь-то и концентрируется самая резкая критика Единого госэкзамена во всем рунете (хотя в этой среде есть и его защитники).
Здесь можно услышать и весьма нелицеприятные замечания в адрес чиновников от образования. Например, на форуме интернет-сайта «Педсовет» пользователь под ником «Симпатяга» (учитель из Санкт-Петербурга) эмоционально заявляет, что «если ЕГЭ признают непоказательным и его отменят, то они потерпят поражение и крикуша-кликуша Глебова (авторитаристка, которая задавит всех и вся, несогласных с ней) вынуждена будет уйти в отставку с этого теплого и такого удобного местечка». Тот же пользователь предлагает готовить учеников подавать апелляции по всем работам, за которые получено менее 100 баллов, завалив чиновников апелляциями. Многие возмущаются закрытостью системы – увидеть работы после экзамена ни ученик, ни учитель не могут.
Некоторые отмечают, что подготовка к сдаче ЕГЭ не связана со школьной программой. «Или ты учишься предмету, или готовишься к ЕГЭ – это два разные занятия», – считает K@tti, учитель из Нижегородской области. «Рассказ о том, что задания ЕГЭ по математике взяты из учебников – это миф. Теперь в школе каждый математик ведет три предмета: алгебру, геометрию и натаскивание на ЕГЭ. И третий – самый важный… Я вижу две меры: отделить ЕГЭ от школы, как церковь от государства, и сделать его добровольным», – пишет Светлана, учитель математики.
Другие учителя жалуются, что Единый госэкзамен мало помогает ученикам из отдаленных территорий. «Задания по ЕГЭ в этом году усложнили. И опять начинается разделение на город и деревню. Чем же наши дети виноваты? Ну нет у нас возможности уехать жить в город. А дети наши не глупее городских», – пишет Lara3172, педагог из Новосибирской области.
На другом форуме учителя, напротив, считают, что процент не сдавших ЕГЭ стал достаточно низким именно потому, что минимальный балл был установлен не слишком высоким. «Очередное позорище. 21 балл – это три первичных балла. В части «В» семь задач из двенадцати – не по 10-11, а по 5-9 классам. В том числе – на уровне АРИФМЕТИКИ. НЕ сделать даже трёх – это только чистым овощем надо быть. Как минимум половину из части «В» надо бы потребовать, чтобы это означало хоть какое-то "образование". А тогда двоечников было бы 22.8% (судя по министерской шкале разбалловки)», – пишет на форуме сайта «Завуч» пользователь, подписавшийся «Воронин Владислав Михайлович».
Итак, мы видим, что даже после снижения внимания прессы к проблеме, недоверие населения к ЕГЭ по-прежнему велико. Конечно, можно сказать, что претензии широких слоев населения к системе аттестации не сильно изменились со времени введения Единого госэкзамена – раньше все возмущались тем, что «богатый папа купил место в вузе», теперь – тем, что тот же «богатый папа купил ЕГЭ». Однако претензии учителей показывают – многие явно не верят, что ЕГЭ решил задачи, на которые был нацелен (сокращение разрыва между городом и деревней, близость к школьной программе, открытость). Правда, если верить жалобам ряда педагогов, дело уже не только в ЕГЭ, сколько в системе образования в целом. Иначе откуда взялось бы столько людей, не сумевших сдать экзамены вообще?