rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
71

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

145

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

231

Европа: радикальные левые против своего империализма

424

XX век прошёл

Главная Рубрики Анализ 2010 Май Труба незалежности

Труба незалежности

Незадолго до визита Дмитрия Медведева в Киев в прессе появились чрезвычайно противоречивые прогнозы. В России и раньше модно было говорить о том, что Виктор Янукович, добившись максимальных преференций для Украины, скоро «кинет» Москву. В Украине же все громче звучали заявления о том, что новая правящая команда «все, что можно за бесценок отдаст москалям». В итоге же, как и ожидалось, состоявшийся 17-18 мая визит Медведева носил больше символический, чем практический характер. Однако несколько интересных тенденций он выявил.

Битва бумажных газопроводов

Не секрет, что политика Кремля и «Газпрома» (а чаще всего одно неотделимо от другого) традиционно направлена на контроль за маршрутами транзита газа и газораспределительными сетями. Еще после первых серьезных экономических конфликтов с Белоруссией Москва наконец-то добилась согласия на постепенный переход в свои руки хотя бы половины активов «Белтрансгаза» (соглашение об этом было, как известно, заключено в мае 2007 года). Было очевидно, что, как только у Москвы появится хотя бы минимальная возможность для установления контроля над газотранспортной системой (ГТС) Украины, она немедленно попытается это сделать. С другой стороны, только крайне тяжелые экономические условия могут заставить Украину отказаться от контроля над этой системой, так как в этом случае она лишится важных выгод от своего транзитного статуса. В иной ситуации переговоры двух стран имели бы немного шансов на успех, но тут в дело вмешались другие факторы.

Газотранспортная система имеет большое стратегическое значение для Украины – но дело в том, что за прошедшие годы она успела изрядно обветшать.Виктор Янукович в мае этого года оценил модернизацию ГТС в 500-600 млн. долларов. В марте 2009 года европейские эксперты оценивали эти затраты еще выше – до 3 млрд. долларов. Ослабленная кризисом Украина вряд ли потянет такие расходы, поэтому Януковичу важно под самыми разными предлогами привлечь к проекту Россию. К тому же, если строительство газопровода «Южный поток» все-таки начнется, у Кремля появится еще один козырь для торга и возможность потребовать для себя гораздо больше бонусов за участие в модернизации ГТС.

Однако и Россия находится далеко не в самом выгодном положении. Газопровод «Южный поток» по-прежнему существует только на бумаге. Российское руководство уже заручилось поддержкой стран, по которым пройдет газопровод и наверняка все-таки заручится поддержкой Турции. Однако для старта проекта не хватает еще одного звена – через территорию какой из стран Черноморского бассейна газопровод пойдет к другим европейским потребителям голубого топлива. Изначально в качестве таковой намечалась Болгария, однако после прихода в июле 2009 года к власти в этой стране правого правительства Бойко Борисова, переговоры с Софией застопорились. Пытаясь срочно найти замену Болгарии, представители «Газпрома» еще с осени прошлого года стали налаживать контакт с Румынией.

Последняя, хотя и является активной участницей проекта «Набукко», не стала отвергать с порога и участие в «Южной потоке». Во-первых, до сих пор не ясно, будет ли реализован первый из указанных проектов и хватит ли газа для загрузки трубопровода. Здесь надо учесть, что на закавказский и среднеазитатский рассчитывают сторонники создания минимум трех трубопроводов. Кроме упомянутых выше, это еще и проект TGI (Турция-Греция-Италия), договоренность о создании которого была достигнута в 2007 году. Во-вторых, еще один проходящий через страну трубопровод поднял бы ее транзитное значение. В-третьих, отношения между Украиной и Румынией с каждым годом становились все прохладнее, а «Южный поток» – неплохой способ «насолить» Киеву или, по крайней мере, держать его в напряжении. Наконец, в-четвертых, будучи заинтересована в усилении влияния в Молдавии, Румыния может, торгуясь за участие в «Южной потоке», оказывать давление и на Россию.

Судя по всему, и Болгария, и Румыния потребовали слишком больших преференций за свое участие в проекте – так как переговоры с ними продолжаются до сих пор и окончательно не завершились. Правда, как та, так и другая не отказываются от участия в нем. Так, посол Болгарии в России Пламен Грозданов недавно специально подчеркнул, что к российскому проекту в Софии «никогда не было негативного отношения». Однако «Южный поток» вообще оказался в этом смысле дорогим удовольствием. Само его строительство оценивается примерно в 8,5 миллиардов евро. Понятно, что средства будет вкладывать не только Россия, но нельзя не признать, что эта сумма значительно выше, чем стоимость модернизации газотранспортной системы Украины. К тому же, только в надежде на согласие Турции проложить трубопровод через ее экономическую зону, Россия уже пошла ей на заметные уступки. Не так давно между представителями «Газпрома» и их турецкими коллегами из «Botas» была достигнута договоренность о снижении цены поставляемого в Турцию российского газа. А есть еще право использования газопровода только участниками консорциума, без которого экономическая эффективность проекта упадет, и которое также может быть куплено только ценой новых уступок представителям ЕС.

Все это откладывает хотя бы начало строительства «Южного потока». И создает для украинского руководства надежду удержать под своим контролем газотраспортную систему и привлечь российские инвестиции на выгодных для себя условиях.

Тирасполю – от Киева?

На фоне разговоров о «трубе» менее заметным оказалось другое заявление двух президентов по приднестровскому урегулированию. В документе, конечно, декларируется «укрепление доверия между Республикой Молдова и Приднестровьем на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова». Однако в другой части заявления говорится «об укреплении доверия между Молдовой и Приднестровьем», то есть оба субъекта фактически уравнены между собой. А слова о «трансформации нынешней миротворческой операции в гарантийную под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования» европейские эксперты посчитали ссылкой на то, что контингент под эгидой ОБСЕ в зоне конфликта может появиться только после того, как отношения между Кишиневом и Тирасполем будут улажены.

На самом деле, еще перед президентскими выборами в Украине было ясно, что смена власти в этой стране может заметно повлиять на ситуацию в зоне приднестровского конфликта. Дело в том, что еще 3 марта 2006 года Украина приняла решение о пропуске через свою границу только тех приднестровских грузов, которые оформлены таможенной службой Молдавии. Теперь же у Тирасполя есть надежда на снятие блокады Приднестровья. Интересно, что болезненное для Тирасполя решение было принято при президенте Викторе Ющенко и правительстве его соратника Юрия Еханурова. Однако позиция самого Ющенко по приднестровскому вопросу не всегда была одинаковой. Так, еще в апреле 2005 года на саммите ГУУАМ тогдашний украинский президент предложил план урегулирования конфликта из семи пунктов, который, к неудовольствию молдавского руководства, был весьма мягким по отношению к Тирасполю. Там, например, не было указания на расширение экономических санкций против ПМР.

Интерес Киева к ситуации в Приднестровье вполне понятен – ведь около трети населения республики составляют украинцы. Однако первые шаги Киева навстречу Тирасполю, как недавно вызвали неудовольствие со стороны европейских структур, могут в итоге сыграть как раз на руку тем, кто хочет ограничить влияние России в регионе. Если раньше Москва оставалась практически единственной силой, на которую могли надеяться в ПМР, то активизация Киева может дать выбор приднестровскому руководству. Поддержка ПМР, не имеющей общей границ с Россией, со стороны Москвы всегда была связана с рядом проблем. Для Украины же поддержка Тирасполя связана с меньшими препятствиями. Так что в будущем не исключено попадание Приднестровья в орбиту влияния Украины, а когда-нибудь – возможно и большее сближение между ними. Тем более, что вероятность возвращения Приднестровья в состав Молдовы крайне низка.

К тому же, румыно-украинские отношения по-прежнему далеки от идеальных – а нынешнее молдавское руководство, напротив, явно тяготеет к Румынии. Так что, идя навстречу ПМР, Киев мало что потеряет. Хотя и определенные надежды на урегулирование отношений с Румынией у него тоже есть – недаром Виктор Янукович еще в ходе своей предвыборной кампании пообещал, что румынскому языку будет предоставлен статус регионального в некоторых областях Украины.

В свое время американские эксперты оценивали Украину не просто как часть «санитарного кордона» вокруг России, но и как одного из возможных лидеров этого кордона. Очевидно, что и Виктор Янукович видит роль Киева вполне самостоятельной от Москвы (вспомним, что будучи губернатором Донецкой области, он достаточно ревностно оберегал интересы региональных бизнес-групп от активности российского капитала). Однако экономический кризис оказался достаточно болезненным для Украины, поэтому и позиция нового украинского руководства сегодня весьма осторожна. К тому же, международный опыт показывает, что сложные переговоры часто оказываются продуктивнее, чем открытый конфликт. Так что пока, не уступая в главном, официальный Киев готов идти на переговоры хоть по поводу новых баз Черноморского флота, хоть по поводу пресловутой трубы – лишь бы его собственное дело не оказалось «трубой».

Май 5, 2010Рабкор.ру
5-5-2010 АнализГазпром, Россия, Украина, экономика10
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Незнание – тоже сила!Антикризисные США
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру