На ваш взгляд, каковая вероятность того, что предложения об отмене отсрочек будут закреплены законодательно?
Сейчас сказать трудно. По всем признакам, это самоличное выступление начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ Василия Смирнова. Своего рода разведка боем в его исполнении, но не позиция Минобороны в целом. Однако из-за того, что у нас в стране многие важные решения принимаются «непрозрачно», то вполне возможно, что предложения Смирнова будут приняты. Ведь сокращение целого пакета отсрочек от военной службы в 2006г. военные смогли «протащить» – и совершенно без обсуждения в обществе. По сути, сейчас идет спор о будущем нашей армии – какой она будет – призывной или контрактной. Если все же будет принято решение о сохранении принципа комплектования вооруженных сил по призыву, нас неизбежно будет ждать и реализация всех предложений Василия Смирнова, и увеличение срока военной службы по призыву. Ведь то, что предлагает Василий Смирнов – это пока полумеры, не решающие проблему в перспективе. Например, увеличение призывного возраста до 30 лет даст дополнительных призывников только для одного-двух призывов.Кстати, это недавно подтвердил один из областных военкомов, заявив, что такое увеличение призывного возраста добавит в «призывной ресурс» около 3000 человек, что примерно соответствует плану призыва для этой области.
Отмена же отсрочек для студентов ВУЗов даст более долговременный эффект, но нанесет серьезный удар по обществу. Я думаю, что этой инициативе очень сильно воспротивится сообщество ректоров.
В целом же, хочу сказать, что это спор о выборе модели той, какая армия должна быть, а это – политическое решение. Без реформы, если вернуться к модели вооруженных сил 90-х годов – не удастся решить ни проблему нарушения прав граждан при призыве, ни справится с «дедовщиной». Сложность еще и в том, что механизм принятия законов у нас не всегда прозрачный. И если все же удастся добиться того, что новый вариант закона о воинской обязанности и военной службе, в рамках которого и предполагается принять указанные нововведения, будет рассматриваться открыто, есть шанс, что отсрочки не отменят.
Если отсрочки все же отменят, каковы шансы, что студент сможет избежать службы в армии?
Отсрочки отменены будут не полностью. В Генштабе говорят о сокращении количества институтов, которые предоставляют отсрочки. Оставлены они будут для элиты, для престижных российских ВУЗов. А в большинстве остальных их отменят. Данный шаг приведет к дальнейшей поляризации общества. Часть молодых людей будут пользоваться отсрочками для образования, часть же будет призываться в армию сразу после школы, или с первых курсов института, когда исполнится 18 лет.
Вы считаете, что наилучшим развитием российской армии станет ее полный переход на контрактные рельсы?
Да. Но призыв на военную службу может остаться на несколько лет, но при этом обязательно должен будет изменен его характер и смысл. Сейчас военнослужащий по призыву идет в армию для защиты Отечества – после учебной части служить его направляют в боевые части.
Необходима другая модель. Все воинские части вооруженных сил России должны комплектоваться исключительно контрактниками на добровольной основе. Тогда все части будут частями постоянной боеготовности. А военнослужащих по призыву необходимо направлять для прохождения службы только в учебные центры, расположенные практически в каждом регионе, недалеко от места проживания гражданина. И вся служба по призыву, которая в идеале должна составлять 6-8 месяцев, фактически будет иметь целью только получение военно-учетной специальности и подготовку к службе по контракту. Потом, когда будут созданы профессиональные рекрутские агентства, которые смогут эффективно набирать контрактников, надо будет отказаться и от службы по призыву.
Повторюсь – военнослужащие по призыву должны проходить службу только в учебных центрах и частях. После этого им предлагают подписать контракт, который они вправе не заключать. В частях же постоянной боевой готовности, напротив, должны служить исключительно контрактники.
Таким образом, отменяется план призыва, решается проблема с нарушением прав граждан при призыве – военкоматы уже не будут брать всех подряд, а будут призывать по закону, отбирая только действительно здоровых ребят. Такая модель вполне реальна, она поможет решить многие проблемы. По мнению экспертов, для России в нынешних условиях количество контрактников в боевых частях должно составлять порядка 300 тыс. человек. Простые подсчеты показывают, что для того, чтобы сделать этим людям достойную зарплату (30 тыс. рублей в месяц), надо 9% от имеющегося военного бюджета. Не такая, в общем-то, и большая сумма. Зато снимается напряжение в обществе, снимается проблема дедовщины – ведь контрактники будут правовым статусом, фактически приравненным к офицерам. Вне служебного времени – они вольные граждане – могут выйти из воинской части, при необходимости они смогут себя защитить. А в учебных частях будут призывники одного года. Но для реализации всех этих мер необходима политическая воля руководства страны.
Во многих армиях мира – как призывных, так и профессиональных – создан институт военной полиции. Как вы думаете, в нашей армии он нужен?
Я абсолютно уверен, что его есть смысл создать. Надо сделать этот институт максимально независимым от командования части. Для этого он должен подчиняться, например, напрямую министру обороны. Фактически, военная полиция должна взять на себя функцию, которая имеет милиция на гражданке. В обычной жизни, если люди подерутся между собой на улице, приезжает милиция и разбирается, есть ли здесь признаки уголовного преступления, или нет. В воинской части эту роль играет ее командир. Так вот эту функцию надо у него забрать и передать сотрудникам военной полиции. Само собой разумеется, что военная полиция должна иметь доступ ко всем воинским частям. Словом, военная полиция необходима, и вопрос о ее создании до конца не решен – по-моему, недавно министр обороны Анатолий Сердюков говорил, что вопрос о ее создании прорабатывается.
Если армия станет профессиональной, нужно ли создавать профсоюз для военнослужащих?
Да, конечно. Он должен быть отдельно для солдат-контрактников и отдельно – для офицеров. Дело в том, что военнослужащий по контракту – не профессионал в обычном понимании слова – у него срок контакта три года. Настоящие профессионалы – это офицеры, которые выбрали защиту отечества делом всей своей жизни. Поэтому и профсоюзные организации для них надо создавать разные. Здесь очень пригодится западный опыт.
На ваш взгляд, что еще необходимо предпринять для эффективной реформы армии?
Невозможно сделать что-то одно, после чего армия станет и современной, и профессиональной, и безопасной. Для реформы армии необходимо целый комплекс мероприятий. Надо отметить, что основные ориентиры этой реформы были сформулированы еще в 1992г., когда принималось решение о создании Вооруженных сил РФ. В то время прошли многочисленные научные конференции, слушания, дискуссии – какой должна быть новая армия. Все основные вехи – отменить части неполного состава, оставив только боевые, сокращение армии, резкое сокращение мобилизационного резерва, перевод всех частей полностью на контрактные рельсы, повышение социального статуса офицера, – сформулированы 18 лет назад.
В 2008г. президентом России поставлен вопрос о создании вооруженных сил нового облика. Это подразумевало решение нескольких ключевых задач – перевооружение армии, изменение ее структуры, повышение общественного статуса офицеров. Однако эти шаги были рассчитаны на контрактную армию, переход на которую был провален. Это уже признали все, даже те, кто руководит Генштабом. Сейчас мы на распутье: сохранять призывную систему, или переходить все же на контрактную армию. Насколько я понимаю, и президент, и премьер-министр выступают за продолжение реформы и переход армии на контрактный способ комплектования. Так что шансы преодолеть саботаж ряда генералов еще есть.