В современной Латвии с всенародными праздниками дело обстоит не очень-то… День независимости и День Лачплесиса (аналогичный российскому Дню защитника отечества) отнюдь не пользуются популярностью у населения. Зато в государственном календаре полным-полно разнообразных «дней памяти» и «траурных дат»: День памяти защитников баррикад 1991 года, День памяти жертв коммунистического геноцида, День памяти жертв Второй мировой войны, второй День памяти жертв коммунистического геноцида, День оккупации Латвийской Республики, День памяти героев Цесисской битвы 1919 года, День памяти жертв геноцида евреев, День памяти борцов за свободу Латвии, День памяти жертв сталинизма и нацизма, День памяти жертв геноцида тоталитарного коммунистического режима, направленного против латышского народа. Впору круглый год держать наготове государственный флаг с траурной лентой, ходить только в черном, ежедневно скорбеть и каяться…
Но как быть тем, кто охоч до дат действительно достойных того, чтобы искренне поздравить с их наступлением друзей и родителей, а то и торжественно поднять стопку, сопровождая ее опрокидывание прочувствованным словом? Есть, конечно, праздник Лиго, идущий из глубины веков, а потому и подлинно народный. Прихода Лиго ожидают и стар и млад, предвкушая как будут всю ночь пировать вкруг горящих костров с коронами из дубовых листьев на голове, с полными кружками доброго пенящегося латвийского пивца в руках. Лиго свято чтится даже на чужбине, в какой-нибудь Ирландии, где многочисленные колонии латвийских мигрантов своими ночными похмельными песнями пугают туземных эльфов и фей…
Однако одного Лиго да Рождества с Новым годом явно маловато. И есть повод для зависти к соседям-россиянам, к услугам которых множество праздников на любой вкус.Так что неудивительно, что у значительного числа латвийцев немалой популярностью пользуются праздники, давно уже не являющиеся официальными, оставшиеся в качестве реликтов доисторических советских времен. Нередко само значение и история этих праздников давно уже потерялись в пучинах Леты, а вот поди ж ты – празднуются!
Например 23 февраля. В качестве праздника Советской Армии он продолжает отмечаться лишь энным количеством мужчин в возрасте – главным образом из числа тех, кто сам успел послужить в СА. Зато он получил новое значение – просто как день всех мужчин, безотносительно их возраста и факта службы в вооруженных силах. В этот день женская часть населения (в основном, конечно, русскоязычная) поздравляет своих мужей, отцов, сыновей, братьев, бойфрендов, друзей или просто коллег по работе – вручая им открытки с поздравлениями и подарки. Женщины знают, что пройдет всего пара недель, и уже они сами будут принимать подарки, цветы, шампанское и поздравления – приближается Международный женский день.
Статистика, как известно, знает все и она гласит, что почти половина (48%) жителей нашей страны праздновали 8 марта в этом году. Это на 5 процентов больше, чем годом раньше. Если это означает повышение уровня галантности латвийских мужчин и их растущее благоговение перед прекрасным полом, то такое можно лишь приветствовать.
8 марта долго и упорно пытались в Латвии «легализовать» на государственном уровне. И, наконец, после долгой борьбы власть капитулировала перед очевидным – 26 апреля 2007 года Сейм большинством голосов принял поправку к закону «О праздничных, памятных и отмечаемых днях». Согласно ей, 8 марта стал в Латвии официально отмечаемым днем. То есть, государство признало, что женский день является всенародным праздником – и не только для русских, но и для латышей. Даже в текущем, кризисном году мэр Риги Нил Ушаков поручил Департаменту образования, культуры и спорта украсить столицу к 8 Марта: «Я рад, что Рижская дума, хотя и используя ограниченные финансовые возможности, может поздравить рижанок и гостей города с этим милым и приятным праздником». В общей сложности затраты столицы на поздравления представительниц прекрасного пола составили 3 тысячи латов.
Далее, некоторой популярностью продолжает пользоваться День космонавтики 12 апреля – хотя он и носит более «домашний» характер. Он используется в качестве отличного повода лишний раз остограмиться, попутно вспоминая о бессмертном подвиге Гагарина: «Ну, за Юрий Алексеича! За покорение космических пространств!!!»
А вот 1 мая почти потеряло свое былое значение, хотя разные политические организации, позиционирующие себя в качестве «левых», пытаются использовать эту дату для самопиара. Например, в этом году в столице прошла пара митингов да концерт, собравшие, в общей сложности, всего пару тысяч человек. Разве этот хилый всплеск энтузиазма можно сравнить с поистине всенародными гуляниями, происходящими 9 мая? День Победы в настоящее время является, пожалуй, главным из неофициальных праздников, массово отмечающихся в Латвии. Да, празднуют его, главным образом, русскоязычные, но делают это с редкой слаженностью и воодушевлением. Для них он – едва ли не главная возможность продемонстрировать свою численность и идеалы. Колонны мужчин всех возрастов – от согбенных ветеранов, до мальчишек – маршируют по улицам. Причем, особенно радует именно множество представителей молодого и совсем юного поколений, отмечающих общий праздник вместе со своими отцами, дедами и прадедами. Люди повсеместно украшают свою одежду или автомобили георгиевскими ленточками. Гремят песни военных лет, читаются стихи, подножия памятников советским воинам и могилы павших освободителей буквально утопают в цветах. Организуется огромное количество праздничных мероприятий для ветеранов – концерты, киносеансы, поездки, встречи, раздачи подарков. В Даугавпилсе 9 мая вообще традиционно отмечается вечерним салютом.
Естественно, некоторых оголтелых шовинистов это пугает. Неоднократно в Сейме велись разговоры насчет того, что 9 мая нужно как-то «ограничить». Так что неудивительно, что 30 апреля парламент в который уже раз отклонил предложение сделать День Победы официально отмечаемым. Разумеется, на размах празднования это никак не повлияет.
С другой стороны, крайние «нацики» из партии Visu Latvijai! в противовес приближающемуся Дню Победы с 4 мая начали собственную акцию – «За латышскую Латвию!» В ее рамках населению раздаются ленточки цветов национального флага – ими предлагают украшать машины, одежду, сумки и т.д. Член правления этой партии Дмитрийс Мироновс заявил, что «сегодня снова нужно пробудить в латышах самосознание и с гордо поднятой головой продемонстрировать свою силу, желание и единство». По его словам, в мае улицы городов Латвии заполняют тысячи автомобилей, украшенных «чужими для нашего народа символами». Поэтому, дескать, акция VL должна «напоминать всем в какой стране мы живем и кто на самом деле хозяин в Латвии». Впрочем, на фоне продолжающегося кризиса и массового обнищания пафосные слова и акции крайних националистов пользуются все меньшим успехом. А вот День Победы отмечается по-прежнему массово. Кстати, в дополнение к нему так же широко празднуются и дни освобождения латвийских городов от немецко-фашистских захватчиков, приходящиеся, в большинстве своем, на июнь-август…
Известной популярностью пользуется также День ВДВ, отмечаемый 2 августа. В Латвии до сих пор живет на удивление много крепких седоватых мужчин, когда-то носивших тельняшки десантников. Немало из них, кстати, выбились в верхи общества, стали депутатами или бизнесменами, однако по-прежнему помнят о былом десантном братстве. Поэтому и День ВДВ до сих пор отмечается ими достаточно широко – и отнюдь не только при помощи организации полузакрытых мероприятий «для своих». В докризисное время это дата вообще нередко использовалась в Даугавпилсе и Риге для того, чтобы устроить разного рода мероприятия «для народа» – развлекательные или спортивные (особенно пользовались популярностью показательные групповые парашютные прыжки ветеранов-вэдэвэшников). Власти смотрели на не отвечающие нынешним идеологическим стандартам гульбища суровых мужчин сквозь пальцы и лишь националисты что-то возмущенно вякали – впрочем, предпочитая держать безопасную дистанцию…
Наконец, 7 ноября. Вот оно почти окончательно зачахло. В течение последних лет мало кто (за исключением закоренелых коммунистов) вспоминал о некогда главном празднике, отмечавшемся на одной шестой мировой суши. Уже и далеко не все школьники знают, что в ночь с 7 на 8 ноября по новому стилю 1917 года в Петрограде произошло восстание, совершенное революционным пролетариатом России. Что выстрелил стоявший на невском причале крейсер «Аврора», что вооруженные рабочие, солдаты и матросы захватили почту, телефон, телеграф и Зимний дворец, что они свергли Временное Правительство и провозгласили Власть Советов, которая потом просуществовала семьдесят с лишним лет.
Однако все тот же экономический кризис продолжает делать свое дело, понемногу возвращая в массы как историческую память, так и традиции социальной борьбы, пока еще ненасильственной. В этом плане пример остальным городам показал Даугавпилс, где в прошлом году 7 ноября прошел самый настоящий рррреволюционный митинг. Правда, для того, чтобы «выбить» у городской Думы разрешение на мероприятие, его прикрыли нейтральным названием: «Единение народа во время кризиса».
Хлещущий дождь помешал многим горожанам выйти на митинг, но под зонтами все же уместилось несколько сотен человек. Гремели выступления ораторов, пелись революционные песни, горели факелы. Когда все закончилось, присутствующие пообещали друг другу собраться и через год, но в уже гораздо большем количестве. Неужели 7 ноября вновь становиться актуальным?