rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
67

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

143

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

229

Европа: радикальные левые против своего империализма

420

XX век прошёл

Главная Рубрики Авторские колонки 2010 Февраль Решающий удар

Решающий удар

Государственная Дума приняла очередной закон, направленный против культуры, образования и здравоохранения. Борьба с этими пережитками советской эпохи ведется уже много лет, но на сей раз депутаты, видимо, настроены на то, чтобы решительно с ними покончить. Закон явно демонстрирует намерение государства сбросить с себя оставшиеся у него социальные обязательства перед населением. Наука, культура, образование и здравоохранение должны кормить себя сами или умереть. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» разработан, согласно официальной версии, для оптимизации бюджетных расходов. Иными словами, для их сокращения. Если он вступит в силу в нынешнем виде, с 1 января 2011 года большинство учреждений образования и здравоохранения будут сняты со сметного финансирования. Вместо этого правительство обещает давать им некий заказ на выполнение услуг. В чем состоит заказ, кто его будет формулировать и сколько за это заплатят, естественно, не уточняется. Никакие стандарты не разработаны. Зато учреждениям науки и культуры дается право самим зарабатывать деньги. И совершенно необязательно делать это по своему основному профилю. Например, больница может отдать часть палат под склад алкогольной продукции, а школа — сдать классы в аренду табачной компании. По долгам школ, больниц или библиотек правительство тоже больше отвечать не будет, так что в скором времени мы можем увидеть банкротство музеев или поликлиник. Те, кому повезет, станут «казенными предприятиями», но уж их-то, наоборот, лишат всякой самостоятельности, превратив их сотрудников в чиновников. Радоваться за эти организации было бы несколько преждевременно. В законе указано, что у них будет изъято «избыточное имущество». Кем, сколько и на каком основании, остается только гадать. К казенным учреждениям собираются отнести учреждения «силовых» ведомств, детские дома и тюрьмы, психиатрические больницы. Если вы не носите погоны, не сошли с ума и не сидите в тюрьме, не рассчитывайте на помощь правительства!

Одновременно власти продолжают развивать свою любимую тему, добиваясь слияния и укрупнения больниц, школ и университетов. Кому нужно различие научных школ и традиций? Зачем нужны школы в небольших деревнях? А если по нашим дорогам детей в большую деревню из малой невозможно привезти, то тем хуже для детей, при чем здесь правительство?

Сельские больницы ждет та же судьба. Да и вообще, зачем сельским жителям больницы? Живут на свежем воздухе, близки к природе. Им и болеть не положено. Можно возродить институт деревенских ведьм или другие какие-нибудь традиции. Будем теперь ими гордиться, раз уж гордиться отечественным образованием или здравоохранением больше невозможно.

В городах тоже будет «ликвидирована избыточная сеть образовательных учреждений». Чиновники давно уже жалуются, что у нас в стране народ слишком образованный. Не нужно этого государству, живущему за счет обслуживания трубопроводов, перекачивающих газ и нефть в Западную Европу.

Педагогическое образование постепенно ликвидируется, а соответствующие учреждения присоединяются к более крупным университетам. Около ста высших учебных заведений по всей стране будет закрыто. Некоторые из них являются уникальными — например, Государственная полярная академия. В провинциальных городах количество университетов сократится до минимума.

Власти твердо понимают, что девать растущее количество образованных людей им некуда. Правда, и ни правительство, ни частный бизнес не готовы и массово создавать рабочие места в промышленности. Так что миллионы молодых людей, выходящих на рынок труда в ближайшие два-три года, так или иначе оказываются лишними. Но в действиях правительства есть своя логика. Если эти лишние люди будут еще и образованными, опасность они будут представлять большую. Пусть уж лучше пьют, колются и дерутся, лишь бы книжек не читали. Тем более что тюрьмы и психические больницы никто не собирается лишать финансирования.

Разумеется, заканчивая статью, публикуемую в левом интернет-издании, следовало бы призвать общество к борьбе и сопротивлению, провозгласить радикальный лозунг и пообещать, что «они не пройдут». Однако они, увы, «проходят» снова и снова, какие бы лозунги мы ни провозглашали. Апатичное российское общество просто не реагирует на угрозы и планы правительственных чиновников, сколь бы абсурдными и вредными для большинства населения эти планы ни были. Понимание масштабов беды наступает лишь тогда, когда проект становится реальностью, а затем наступают неизбежные последствия, на предупреждения о которых граждане упорно не реагировали. Тогда массовое равнодушие может внезапно смениться вспышкой возмущения и ярости, как это было, например, в январе 2005 года. Но и власти, наученные тогдашним опытом, предпочитают «резать кошке хвост по частям».

И все же правительственные чиновники ошибаются в своих расчетах. Их вера в то, что кризис сам собой рассосется, что жители России никогда не поймут, что с ними происходит и почему, что многочисленные мелкие неприятности не сложатся рано или поздно в одну большую беду, основана на жизненном и политическом опыте, но все равно наивна. Даже если нет предела наивности и терпению российских граждан, существуют объективные пределы того, что может выдержать экономика. Меры правительства подошли к тому рубежу, когда разрушается уже не просто система образования или здравоохранения, а общество как таковое, когда под вопрос ставится способность к самовоспроизводству целых населенных пунктов и регионов. Это уже не просто очередные реформы, а катастрофа.

У количества есть одно неприятное свойство. Время от времени оно переходит в качество…

Фев 2, 2010Борис Кагарлицкий
2-2-2010 Авторские колонкивласти, здравоохранение, культура, образование, общество, политика, правительство1
Фото аватара
Борис Кагарлицкий

Историк, социолог. Бывший директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Тест на покорностьАнтиклассик: Джером Дэвид Сэлинджер при жизни и помимо нее
  См. также  
 
Ситуационный отчёт из Рожавы
 
О возвышенном ортодоксе и об опущенных леваках, о клоунаде последних дней и о решительной позиции новгородских метамарксистов
 
Конец Демократической партии
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру